Бакалавриат
2025/2026





Организационный дизайн и ресурсное планирование
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Шелестов Роман Валентинович
Язык:
русский
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса студенты познакомятся с классическими и современными теоретическими основами организационного проектирования и ресурсного планирования. Особое внимание уделяется фундаментальным концепциям организационного дизайна, моделям управления ресурсами, а также критическому анализу актуальных научных подходов и поиску оптимальных решений в контексте специфики бизнеса.
В курсе подробно рассматривается влияние современных тенденций, таких как цифровизация бизнеса, автоматизация процессов, развитие гибких организационных структур, устойчивое развитие и другие, с акцентом на понимание роли динамических способностей организации. Особое внимание уделяется тому, как динамические способности — умение адаптироваться, интегрировать и трансформировать ресурсы — влияют на процесс ресурсного планирования и выбор организационной структуры в зависимости от сложности и изменчивости бизнес-среды.
Практическая часть курса направлена на формирование целостного понимания организационных преимуществ, интеграции инновационных решений и устранения возможных недостатков с учетом ресурсов, необходимых для реализации выбранной бизнес-модели через организационные структуры.
В результате обучения слушатели получат теоретические знания и практические навыки, позволяющие использовать современные подходы и технологии для проектирования эффективных и гибких организационных структур с учетом доступных ресурсов в условиях быстро меняющейся бизнес-среды.
Цель освоения дисциплины
- • Сформировать понимание современных теорий организационного дизайна • Научить анализировать и классифицировать организационные структуры • Развить навыки проектирования и оптимизации HR-процессов в контексте организационного дизайна • Сформировать компетенции по адаптивности и гибкости организационных структур • Овладеть современными подходами к ресурсному планированию и управлению ограничениями в HR-системах
Планируемые результаты обучения
- Способен объяснять современные подходы к организационному дизайну и аргументировать значимость человеческих ресурсов как стратегического преимущества компании
- Умеет классифицировать и сравнивать организационные структуры, а также оценивать их влияние на развитие и мотивацию персонала
- Понимает, как строить HR-процессы с учетом структуры организации и стратегических задач бизнеса
- Может анализировать степень гибкости организационных структур и предлагать решения по их адаптации в условиях изменений
- Умеет разрабатывать планы стратегического и операционного управления человеческими ресурсами с использованием аналитических инструментов
- Способен выявлять ограничения в HR-процессах и разрабатывать меры по их устранению для повышения эффективности работы персонала
- Анализирует влияние цифровой трансформации на организационный дизайн и формулирует требования к развитию новых компетенций сотрудников
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические основы организационного дизайна: человеческие ресурсы как стратегический актив
- Классификация и характеристика организационных структур.
- Проектирование HR-процессов в контексте организационного дизайна
- Адаптивность и гибкость структур в условиях изменений
- Ресурсное планирование человеческих ресурсов: стратегический и операционный уровни.
- Управление ограничениями в системе человеческих ресурсов.
- Организационный дизайн и управление человеческими ресурсами в условиях цифровой трансформации.
Элементы контроля
- Посещаемость занятий: Посещения и активностьЗа присутствие и активную работу на занятии: индивидуальное участие в дискуссии и участие в командной работе. Рассчитывается, как отношение занятий, посещенных студентом с его активной работой на занятии (ответы на вопросы преподавателя, участие в командной работе и др.), к общему количеству занятий по дисциплине, умноженное на 24
- Активность на семинарах: АктивностьРассчитывается, как отношение семинаров, посещенных студентом с его активной работой на занятии, включая успешное выполнение контрольных работ к общему количеству занятий по дисциплине, умноженное на 16. Могут быть включены 2 контрольные работы в течение курса (по 15 закрытых и отрытых вопросов в контрольной работе, например, по теориям лидерства и уровням сложности организации по Э. Жак).
- Групповой проект: ПроектГруппой проект- аналитическое упражнение, направленное на анализ текущей организационной структуры с учетом ресурсного плана на примере реальной компании. Результатом Группового проекта является презентация, выполненная с использованием изученных материалов в рамках курса, но не ограниченная им. Групповой проект содержит баланс теории и практической части. а) отсекающие критерии: Групповой проект выполняют 4-5 студентов. Формат должен быть PPT или PPTx. Оригинальность работы должна быть 100%. Работа не должна содержать сгенерированный текст. Проверка на наличие генеративного текста осуществляется с помощью таких инструментов, как GPTzero, Antiplagiat, Bypassai или аналогичных. Соблюдение сроков подготовки и презентации результатов. б) оценка студента в группе может отличаться от общей оценки группы за Групповой проект на основе решения членов группы, но не более, чем на 2 балла. в) основные критерии презентации Группового проекта: 1)состоит из 3-4 слайдов на каждого студента, на каждом слайде должно быть достаточно текста по теме слайда; заголовок слайда отображает основную мысль слайда; ссылки (в стиле APA, минимум 3 источника на слайд) должны быть указаны в нижней части каждого слайда; 2) представленный материал логически структурирован. Для каждого источника теоретического анализа должна быть приведена таблица с кратким описанием выводов и методов, использованных для их получения. Материал изложен четко и связно; 3) никаких “слепых” ссылок, все необходимые ссылки включены в текст слайда; 4) студент понимает материал: способен ответить на соответствующие вопросы; 5) ссылки включают метаанализ (по крайней мере, один); 6) cодержание соответствует выбранной теме, часть, посвященная теоретическому исследованию, связана с практической частью; 7) часть, посвященная теоретические исследованию, должна содержать не менее 200 слов (на слайдах). Теоретические исследования включают ссылки на ключевые постулаты теоретического анализа. Теоретическое исследование должно быть оригинальным (не основанным на YouTube или других источниках). Не менее 1 теоретического исследования на каждого студента; 8) качественный материал. Отсутствие опечаток, синтаксических или орфографических ошибок, небрежного форматирования. Отсутствие пропущенных рисунков, графиков, диаграмм, слов и т. д. Правильное форматирование. Представленный материал проанализирован, не менее 200 слов на слайде.
- Экзамен индивидуальный: ЭкзаменПродолжительность 60 минут. Используются 30 вопросов: закрытые, включая мультивыбор и открытые вопросы – вопросы по теории и ситуационные задачи, в том числе, вопросы, основанные на учебных кейсах, использованных на семинарах по темам курса. В ходе экзамена тестирование проводится в режиме оффлайн на платформе StartExam с использованием SafeExam без использования прокторинга в кампусе ВШБ ВШЭ. Контроль присутствия студента на экзамене фиксируется с помощью системы доступа ВШБ ВШЭ, размещенной на рабочем месте преподавателя в компьютерном классе.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.1 * Активность на семинарах: Активность + 0.1 * Активность на семинарах: Активность + 0.2 * Групповой проект: Проект + 0.05 * Посещаемость занятий: Посещения и активность + 0.05 * Посещаемость занятий: Посещения и активность + 0.5 * Экзамен индивидуальный: Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Главный учебник HR в мире, Армстронг, М., 2024
Рекомендуемая дополнительная литература
- Agile - менеджмент : лидерство и управление командами, Аппело, Ю., 2024
- Адизес И.К. - Управление жизненным циклом компании: Как организации растут, развиваются и умирают и что с этим делать - 978-5-9614-7894-5 - Альпина Паблишер - 2022 - https://znanium.ru/catalog/product/2138660 - 2138660 - ZNANIUM
- Теория организации : учебник, Дафт, Р. Л., 2017
- Управление численностью персонала современной организации: Монография - 978-5-00172-202-1 - Сидоркина С.В. - 2021 - Москва: Прометей - https://ibooks.ru/bookshelf/395356 - 395356 - iBOOKS