Бакалавриат
2025/2026





Управление корпоративной культурой и брендом работодателя
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Управление корпоративной культурой» знакомит студентов с основными понятиями в области управления культуры, моделями и теориями, необходимыми для анализа корпоративных культур организаций разных стадий развития, индустрий, форм собственности. Студенты учатся разрабатывать методы развития корпоративных культур и субкультур. Одним из важнейших элементов корпоративной культуры является бренд компании как работодателя, и изучение корпоративной культуры было бы неполным без обсуждения этой важнейшей в современной реальности темы. В ходе реализации дисциплины студенты проводят изучение кейсов компаний, которые сталкивались с необходимостью развивать соответствующую бизнес-стратегии корпоративную культуру, а также формировать и развивать бренд работодателя. Одним из элементов курса является управление культурой во время сделок по слиянию и поглощению. Студенты осваивают методы и способы реализации изменения и укоренения соответствующей культуры. В самостоятельную работу студентов входит изучение дополнительных материалов, относящихся к соответствующему тематическому разделу, отработка полученных теоретических знаний в ходе промежуточных элементов контроля.
Цель освоения дисциплины
- Формирование понимания феномена корпоративной культуры, включая управление брендом работодателя
- Подготовка студентов к организационно-управленческой, проектной, экспертной и аналитической деятельности в качестве руководителей и специалистов, вносящих вклад в развитие корпоративной культуры и бренда работодателя, способных решать задачи по: • использованию корпоративной культуры как элемента организационного развития и управления организационными изменениями • диагностике корпоративной культуры • выбору и обоснованию соответствующего типа культуры и субкультуры • разработке рекомендации и внедрению улучшений и закрепления соответствующей культуры • использования бренда работодателя как ресурса управления корпоративной культурой
Планируемые результаты обучения
- Анализирует взаимосвязь культуры, операционной модели, бизнес-стратегии, бренда-работодателя, лидерства и KPI вовлечённости и удовлетворенности персонала
- Обосновывает влияние организационной культуры и бренда работодателя на эффективность предприятия
- Анализирует текущее состояние бренда работодателя и предлагает соответствующую стратегию по его развитию
- Выделяет ключевые модели корпоративной культуры
- Разрабатывает программу развития и изменения культуры в соответствии со стратегическими целями
- Называет цели и задачи управления брендом работодателя, выделяет ключевые этапы его формирования и синтезирует необходимые составные части каждого из этапов исходя из стратегии развития
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие, структура и содержание корпоративной культуры.
- Тема 2. Роль корпоративной культуры и HR бренда в достижении бизнес стратегии.
- Тема 3. Типология культур, характеристика основных моделей.
- Тема 4. Факторы и функции, влияющие на особенности корпоративной культуры и HR бренда. Внутренний и внешний HR бренд, функции и этапы построения.
- Тема 5. Методы исследования и диагностики культуры и HR бренда.
- Тема 6. Развитие и изменение культуры организации. Разработка ценностного предложения бренда работодателя.
- Тема 7. Показатели эффективности и обоснование расходов на развитие культуры и HR бренда.
- Тема 8. Будущее корпоративных культур и ESG-принципы как драйверы культурных изменений.
Элементы контроля
- Посещаемость занятийЗа присутствие и активную работу на занятии: индивидуальное участие в дискуссии и участие в командной работе.
- Активность на семинарах2 – ответы и вопросы по существу, большой вклад в групповую активность и/или правильные ответы на более 80% вопросов в рамках написания контрольных работ; 1 – комментарии на 1-2 вопроса; 0 – нет комментариев, ответов или вопросов, либо не присутствует на семинаре. Могут быть включены 2 контрольные работы в течение курса (по 15 закрытых и отрытых вопросов в контрольной работе, например, по теории по применению методов диагностики культуры и планированию программ изменений).
- Групповой проектГруппой проект - аналитическое упражнение, направленное на: а) развитие уровня корпоративной культуры и бренда работодателя выбранной компании или б) анализ действий менеджмента организации, осуществивших проекты по развитию или изменению корпоративной культуры и бренда работодателя. Студенты самостоятельно выбирают вариант типа Группового проекта. Результатом Группового проекта является презентация, выполненная с использованием изученных материалов в рамках курса, но не ограниченная им. Групповой проект содержит баланс теории и практической части. а) отсекающие критерии: Групповой проект выполняют 4-5 студентов. Формат должен быть PPT или PPTx. Оригинальность работы должна быть 100%. Работа не должна содержать сгенерированный текст. Проверка на наличие генеративного текста осуществляется с помощью таких инструментов, как GPTzero, Antiplagiat, Bypassai или аналогичных. Соблюдение сроков подготовки и презентации результатов. б) оценка студента в группе может отличаться от общей оценки группы за Групповой проект на основе решения членов группы, но не более, чем на 2 балла. в) основные критерии презентации Группового проекта: 1) состоит из 3-4 слайда на каждого студента, на каждом слайде должно быть достаточно текста по теме слайда; заголовок слайда отображает основную мысль слайда; ссылки (в стиле APA, минимум 3 академического/научного источника на слайд) должны быть указаны в нижней части каждого слайда; 2) представленный материал логически структурирован. Для каждого источника теоретического анализа должна быть приведена таблица с кратким описанием выводов и методов, использованных для их получения. Материал изложен четко и связно; 3) никаких “слепых” ссылок, все необходимые ссылки включены в текст слайда; 4) студент понимает материал: способен ответить на соответствующие вопросы; 5) ссылки включают метаанализ (по крайней мере, один); 6) cодержание соответствует выбранной теме, часть, посвященная теоретическому исследованию, связана с практической частью; 7) часть, посвященная теоретические исследованию, должна содержать не менее 200 слов (на слайдах). Теоретические исследования включают ссылки на ключевые постулаты теоретического анализа. Теоретическое исследование должно быть оригинальным (не основанным на YouTube или других источниках). Не менее 1 теоретического исследования на каждого студента; 8) качественный материал. Отсутствие опечаток, синтаксических или орфографических ошибок, небрежного форматирования. Отсутствие пропущенных рисунков, графиков, диаграмм, слов и т. д. Правильное форматирование. Представленный материал проанализирован, не менее 200 слов на слайде.
- ЭкзаменПродолжительность 90 минут. Используются 30 вопросов: закрытые, включая мультивыбор и открытые вопросы – вопросы по теории и ситуационные задачи, в том числе, вопросы, основанные на учебных кейсах, использованных на семинарах по темам курса. В ходе экзамена тестирование проводится в режиме оффлайн на платформе StartExam с использованием SafeExam без использования прокторинга в кампусе ВШБ ВШЭ. Контроль присутствия студента на экзамене фиксируется с помощью системы доступа ВШБ ВШЭ, размещенной на рабочем месте преподавателя в компьютерном классе.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Групповой проект + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- - - Корпоративная культура - 978-5-9614-3838-3 - Альпина Паблишер - 2020 - https://znanium.ru/catalog/product/1841888 - 1841888 - ZNANIUM
- Балахнин И., Худовеков С. - В погоне за кадрами. Маркетинговые инструменты для привлечения сотрудников - 978-5-206-00103-7 - Альпина ПРО - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2180252 - 2180252 - ZNANIUM
- Набоков, В. И. Организационная культура : учебник / В. И. Набоков. — Москва : Дашков и К, 2022. — 202 с. — ISBN 978-5-394-04763-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/276953 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Организационная культура и лидерство. 4-е изд. - 978-5-459-01127-2 - Шейн Э. Г. - 2012 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/28362 - 28362 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- 22095 - Победить с помощью инноваций. Практическое руководство по управлению организационными изменениями и обновлениями (краткое изложение) - М.Ташмен; Ч.О’Райли - КнигиКратко - 9785961400487kk - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22095 - Alpina
- 22127 - HR-маркетинг: Как сделать вашу компанию мечтой всех кандидатов - И.Батлер - Альпина Паблишер - 9785961445275 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22127 - Alpina
- Иванова Е.А. - Корпоративное управление - 978-5-7972-2735-9 - РГЭУ (РИНХ) - 2020 - https://znanium.ru/catalog/product/2212188 - 2212188 - ZNANIUM
- Курбацкая, Т. Б., Институционализация корпоративной культуры и трудовых отношений: методология и практика : монография / Т. Б. Курбацкая, П. В. Симонин. — Москва : Русайнс, 2021. — 159 с. — ISBN 978-5-4365-6689-4. — URL: https://book.ru/book/939956 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Практики менеджмента в российских компаниях. Кейсы из коллекции Высшей школы бизнеса ВШЭ : учебное пособие / М. Э. Аким, В. Е. Болтрукевич, Е. В. Бузулукова [и др.] , составитель и ответственный редактор С. П. Кущ , под общей редакцией С. П. Куща. — Москва : Высшая школа экономики, [б. г.]. — Том 2 — 2022. — 108 с. — ISBN 978-5-7598-2491-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/430397 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.