• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Лидерство

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Лидерство» фокусируется на стратегическом аспекте лидерства – формировании видения, создании влияния и долгосрочном развитии себя и организации, – выходящем за рамки оперативного руководства. Предметная область дисциплины, управление персоналом, охватывает разделы, касающиеся организационного поведения, корпоративной культуры, мотивации и стратегического управления человеческими ресурсами, и ориентирована на студентов бакалавриата по менеджменту. Содержательная часть дисциплины включает такие темы как: философия, подходы и стили лидерства; нейролидерство и биологические основы принятия решений; основы влияния и инструменты мотивации; лидерство как инструмент организационных изменений; лидерство в нестабильном мире и в условиях неопределенности. Дисциплина развивает компетенции стратегического и кризисного лидерства, влияния и персонального развития лидера, эмоциональную устойчивость и способность к рефлексии — ключевые компетенции будущих лидеров, благодаря которым студенты смогут не только эффективно управлять, но и формировать организационную культуру, преодолевать кризисы и вести за собой через личный авторитет. В самостоятельную работу студентов входит изучение дополнительных материалов и кейсов, относящихся к соответствующему тематическому разделу, а также отработка полученных теоретических знаний и практических навыков и их закрепление на примере домашнего задания и группового проекта. Пререквизиты дисциплины: Организационное поведение, Управление человеческими ресурсами, Управление командой. Постреквизиты: Управление корпоративной культурой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить учащихся с современными концепциями лидерства и подходами по освоению лидерских компетенций и навыков, передать практические навыки работы с инструментарием, необходимым современному лидеру для управления и проведения изменений в сложной и неопределенной среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объяснять ключевые компоненты современного лидерства, сравнив традиционные и актуальные подходы, а также проанализировав различия между лидерством и менеджментом на практических примерах.
  • Критически оценивать классические теории лидерства (теория «Великого человека», теория черт, поведенческий подход), выявив их ограничения в современных организационных контекстах, и сопоставлять их с современными парадигмами (трансформационное лидерство, лидерство-служение, адаптивное лидерство) на примере реальных кейсов.
  • Разрабатывать рекомендации по применению экосистемного подхода к лидерству в конкретной организации, учитывая её специфику (например, иерархичность vs. сетевую структуру), и аргументировать выбор на основе сравнения с другими современными парадигмами.
  • Объяснять, как ключевые нейробиологические механизмы (зеркальные нейроны, дофаминовая система, реакции на кортизол и окситоцин) влияют на лидерскую эффективность, и продемонстрировать это на примерах из практики, связав физиологические процессы с конкретными лидерскими поведенческими паттернами.
  • Разрабатывать персональный план развития когнитивной гибкости и эмоционального интеллекта, основанный на нейробиологических принципах, и обосновывать выбор конкретных методик (дыхательные практики, сторителлинг, когнитивное дистанцирование) их влиянием на мозговые паттерны и гормональный баланс.
  • Сравнивать ключевые теории влияния и мотивации в лидерстве (теория «Путь-цель», теория обмена лидер-последователь), анализируя их эффективность для разных поколенческих групп (Z, Y, X, беби-бумеры) и разрабатывая адаптивные коммуникационные стратегии для конкретных организационных сценариев.
  • Диагностировать причины сопротивления сотрудников и применять соответствующие инструменты влияния (адаптивные коммуникационные стратегии, мотивационные механизмы), обосновывая свой выбор на основе теорий лидерского влияния и данных о поколенческих различиях.
  • Проектировать индивидуальную траекторию лидерского развития в соответствии с моделью "the leadership pipeline" и уровнями лидерства по Максвеллу, учитывая специфику организационной культуры (на основе моделей Шейна) и потребности в преемственности лидерства.
  • Проводить диагностику организационной культуры (выявляя признаки здоровой и токсичной среды) и разрабатывать план ее трансформации, используя этические модели лидерства (утилитаризм, деонтология, этика добродетели) и учитывая роль лидера в организационных изменениях.
  • Анализировать текущую организационную среду через призму концепций VUCA, BANI и SHIVA, а также разрабатывать стратегию адаптации, используя соответствующие модели (ADAPT, антихрупкость, agile-лидерство) и обосновывая выбор конкретных инструментов (сценарное планирование, матрица неопределенностей) для заданного бизнес-контекста.
  • Разрабатывать план и проводить стресс-тестирование организационной устойчивости, применяя модель RESCUE и методы симуляции экстремальных сценариев, а также предлагать меры по повышению антихрупкости на основе полученных результатов.
  • Проводить комплексную диагностику лидерского потенциала, используя современные инструменты оценки, критически анализируя их возможности и ограничения, а также создавать индивидуальный план развития на основе полученных результатов с учетом принципов анализа лидеров.
  • Разрабатывать персональную траекторию лидерского развития, включающую краткосрочное и долгосрочное планирование, методы повышения личной эффективности и стратегию построения персонального бренда, обосновав выбор конкретных подходов их соответствием меняющимся требованиям современной деловой среды.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Эволюция лидерских теорий: от «Великого человека» до экосистемного подхода
  • Нейролидерство: биологические основы принятия решений
  • Лидер и другие
  • Лидерство и организация
  • Лидерство в условиях неопределенности
  • Лидер будущего: персональная дорожная карта развития
  • Правила взаимодействия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    На каждом семинаре студент получает от 0 до 3 баллов в зависимости от своей активности и участии в обсуждении. По итогам семинара проводится голосование среди участников семинара для определения наиболее активных участников по мнению группы. Студенты, набравшие наибольшее количество голосов (не более 3 чел.) получают дополнительный балл к своей оценке за активность на семинаре.
  • неблокирующий Групповой проект
    Групповой проект. Презентация минигрупп (4-5 чел.) на одну из тем, предложенных студентам в начале курса. Результаты проекта оформляются в виде презентации в формате отчета в Power Point (не более 10 слайдов) и письменного отчета в формате MS Word с детальным описанием результатов проекта. Оценка выставляется по 10-балльной шкале, возможна дифференциация оценок среди участников группы.
  • блокирующий Итоговый письменный экзамен
    Письменный экзамен на платформе StartExam в компьютерном классе с использованием Safe Exam Browser
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.24 * Активность на семинарах + 0.29 * Групповой проект + 0.47 * Итоговый письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Agile - менеджмент : лидерство и управление командами, Аппело, Ю., 2024
  • Антихрупкость : как извлечь выгоду из хаоса, Талеб, Н. Н., 2016
  • Зеркало для лидера : меняй себя, чтобы управлять другими, Мозер, А., 2023
  • Лидерами не рождаются : 12 правил эффективного руководства, Виллинк, Д., 2022
  • Лидерство в бизнесе : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Савинова, С.Ю., Васильева, Е.Н., 2019
  • Лидерство. Теория и практика : профессиональный подход к управлению компаниями и людьми, Нортхаус, П. Г., 2023
  • Мотивированный мозг : высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии, Симонов, П. В., 2023
  • Нарративное лидерство : искусство вдохновлять и убеждать с помощью историй, Мушин-Македонский, А., 2022
  • Статусные игры : серотонин против кортизола, или как управлять химией мозга, Бройнинг, Л. Г., 2023

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вдохновляющий лидер : команда, смыслы, энергия, Мульфейт, Я., 2023
  • Внутренний рассказчик : как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории, Сторр, У., 2024
  • Лидер без предрассудков : как избавиться от неосознанных предпочтений и стать эффективнее, Фуллер, П., 2023
  • Мышление лидера : как эффективно управлять собой, сотрудниками и компанией, Хугард, Р., 2020
  • Управление и лидерство для начинающих руководителей : пер. с англ., , 2024

Авторы

  • Смульская Дарья Сергеевна
  • Гордиенко Ольга Александровна
  • Голикова Олеся Борисовна