• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Социоэкономика и социально-экономическая политика

Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире конкурентоспособность национальных экономик и обществ все больше смещается в социальное поле, в уровень развития, социальные качества и структуру человеческого потенциала. В условиях превращения человеческого фактора в решающее условие повышения конкурентоспособности, увеличения потерь от неучтенных взаимосвязей между экономическими и социальными факторами развития растет потребность в госслужащих и менеджерах, сочетающих способности к анализу экономики с широким пониманием социальных отношений (процессов) и умеющих применять эти знания в решении конкретных практических проблем, в управлении компаниями, поселениями, регионами, экономикой и обществом в целом. Решению этой задачи и содействует стремительно развивающаяся в последние 25 лет новое междисциплинарное направление - социоэкономика. В центре внимания социоэкономики – двусторонние связи между экономическими и социальными аспектами функционирования систем мезо- и макроуровня, стремление дать (там, где это возможно и целесообразно) экономическую оценку этим связям и на этой основе обосновать эффективность разных управленческих решений. Это непростая, но очень увлекательная задача, работа над которой развивает навыки генерирования нового знания, системного осмысления проблемы, аналитические и творческие способности. Как междисциплинарное направление социоэкономика широко использует достижения разных наук, в первую очередь, экономической науки, социологии, социальной психологии и др.. Настаивая на активном использовании инструмента экономических оценок там, где они традиционно не использовались, социоэкономика помогает по-новому взглянуть на пути решения «старых» проблем, обнаруживая незадействованные социальные источники экономического развития, с одной стороны, и недоиспользуемые экономические ресурсы социального развития, с другой, и содействует на этой основе поиску более эффективных управленческих решений. Как вмешиваются в соотношение затрат и результатов культурные или статусные факторы? Какова экономическая роль социально-психологических ресурсов? В каких случаях лучше не платить людям ничего, чем платить слишком мало? Как органы власти могут повлиять на повышение благополучия людей, совершенствуя «архитектуру выбора» и при этом ничего не запрещая? Каковы эффекты и риски такого «подталкивания» в разных сферах (от включения в проэкологические практики и отказа от вредных привычек до донорства органов и денежных пожертвований)? Почему Россия так сильно отстает от развитых стран в использовании в управленческих практиках экономических оценок социальных явлений и процессов, включая экономические оценки человеческой жизни и утраты здоровья? И как можно делать эти оценки? Каковы возможности и ограничения основных методов оценки эффективности альтернативных решений в социоэкономическом предметном поле? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые обсуждаются в данном курсе. Поскольку главная задача современного образования – научить генерировать новое знание, то мини-кейсы по возможности запускаются уже на лекциях, а при проведении практических занятий используются только активные методы обучения (разбор кейсов, деловые игры, «круглые столы»). Курс ведет д.c.н., к.э.н. профессор Марина Андриановна Шабанова (http://www.hse.ru/org/persons/65598). Базовое учебное пособие: Шабанова М.А. Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих). М.: Экономика, 2012.