Магистратура
2025/2026





Бренд-менеджмент в цифровой экономике
Статус:
Курс по выбору (Маркетинг - менеджмент)
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Бренд-менеджмент в цифровой экономике» имеет важное прикладное значение для подготовки менеджеров высшей квалификации в области маркетинга. Актуальность и практическая значимость изучения данного курса определяются в частности:
• Важностью понимания значения брендов, научных подходов и технологий разработки и развития брендов, активно применяемых в компаниях и коммуникационных агентствах в качестве одного из ключевых направлений развития современного маркетинга и маркетинговых коммуникаций.
• Признанной и постоянно растущей ролью брендов как нематериальных активов компаний, участвующих в их капитализации.
• Слабой осведомленностью компаний о новых направлениях развития брендов, появляющихся прежде всего в зарубежной (но отчасти и в российской) научной и практически ориентированной литературе.
В рамках данной дисциплины изучаются следующие основные проблемы: современные концепции брендинга и бренд-менеджмента; стратегии брендинга; типы брендируемых объектов и типы брендов на различных иерархических уровнях; портфель брендов компании, архитектура и роли брендов; разработка платформы бренда и системы идентификаторов бренда; формирование капитала бренда и развитие бренда во времени; особенности брендинга на различных рынках; частные торговые марки как особый тип брендов, их конкуренция с брендами производителей; вклад маркетинговых коммуникаций в развитие капитала бренда; оценка капитала и стоимости бренда.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины — формирование и развитие ключевых компетенций, знаний научной и практической направленности и базовых навыков по созданию и управлению брендами как важнейшими стратегическими нематериальными активами компаний. Задача слушателей – уметь разрабатывать конкурентоспособные и охраноспособные торговые марки, определять их позиционирование и идентичность, управлять их развитием с учетом маркетинговых и бизнес-стратегий компании, а также формировать, проводить аудит и оптимизировать портфели брендов компаний.
Планируемые результаты обучения
- Знает и понимает значимость брендов как нематериальных активов компаний, умеет аргументировать преимущества брендориентированного подхода.
- Умеет различать и описывать классическую концепцию брендинга и известные современные авторские концепции.
- Владеет навыками описания идентичности существующего бренда на основе нескольких современных моделей.
- Владеет навыками оценки охраноспособности и уникальности брендов.
- Владеет навыками анализа здоровья и потребительского капитала брендов в рамках учебных проектов.
- Владеет различными формами моделирования портфеля и архитектуры брендов компании, способен их адаптировать с учетом особенностей маркетинговой деятельности компании.
- Умеет выявлять информацию о стоимости брендов на различных рынках, обнаруживать основные тенденции изменения стоимости брендов.
- Знает основные типы и источники маркетинговых данных, используемых в индустрии и необходимых для постановки и решения управленческих задач разработки брендов, самостоятельно выявляет данные, необходимые для выполнения учебных практических заданий по анализу и разработке концепции брендов. Знает основные методы анализа капитала и здоровья бренда.
- Знает принципы разработки концепции бренда, позиционирования и его идентичности, знает этапы и технологию разработки позиционирования и идентичности бренда.
- Знает составляющие системы идентификаторов бренда, их основные виды. Знает этапы разработки идентификаторов брендов.
- Умеет интерпретировать результаты анализа капитала и здоровья бренда и на основе их ставить управленческие задачи по развитию бренда и применению различных технологий развития брендов (ребрендинга, репозиционирования, рестайлинга и др.).
- Понимает основные этапы и задачи разработки новых брендов и принятия управленческих решений на каждом этапе создания новых продуктов.
- Понимает связь между платформой бренда и бренд-коммуникациями, умеет создавать коммуникационную платформу бренда и обоснованно предлагать медиапланы в зависимости от текущих задач бренда.
- Умеет применять знания отдельных этапов в ходе выполнения практического задания по брендингу с учетом обозначенной стратегии компании, умеет организовать поэтапное выполнение учебного проекта для достижения результата.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Современные концепции брендинга и бренд-менеджмента в современной академической и бизнес-сферах
- Тема 2. Типы брендов и стратегия брендинга. Портфель брендов. Архитектура. Роли брендов
- Тема 3. Разработка платформы бренда: известные концепции и практики
- Тема 4. Разработка системы идентификаторов бренда
- Тема 5. Запуск новых брендов и NPD
- Тема 6. Бренд коммуникации
- Тема 7. Формирование капитала бренда и управление развитием бренда
- Тема 8. Оценка стоимости брендов. Бренды как нематериальные активы
Элементы контроля
- Домашнее задание 1: анализ портфеля и архитектуры брендовДомашнее задание предполагает выбор нескольких компаний из одной категории товаров/ услуг и сравнительный анализ их портфелей и архитектур брендов в категории.
- Домашнее задание 2: позиционирование и идентичность брендовЗадание 2 предусматривает моделирование позиционирования и идентичности брендируемого объекта
- Мини-проектГрупповой мини-проект посвящен разработке коммуникационной идеи и коммуникационной платформы для известного бренда.
- Экзаменационный тестТест состоит из 30 тестовых вопросов, касающихся всех тем дисциплины, а также 2 эссе на заданную тему.
- Посещаемость
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.1 * Домашнее задание 1: анализ портфеля и архитектуры брендов + 0.2 * Домашнее задание 2: позиционирование и идентичность брендов + 0.2 * Мини-проект + 0.1 * Посещаемость + 0.4 * Экзаменационный тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Домнин, В. Н. Брендинг : учебник и практикум для вузов / В. Н. Домнин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 555 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20975-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559113 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дайер Д., Далзелл Ф., Олегарио Р. - Procter & Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов - 978-5-9614-5785-8 - Альпина Паблишер - 2016 - https://znanium.ru/catalog/product/1003547 - 1003547 - ZNANIUM
- Когденко В.Г., Мельник М.В. - Управление стоимостью компании. Ценностно-ориентированный менеджмент - 978-5-238-02292-5 - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - https://znanium.ru/catalog/product/1027329 - 1027329 - ZNANIUM
- Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 6-е изд. - 978-5-4461-0581-6 - Котлер Ф., Келлер К. - 2019 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/376988 - 376988 - iBOOKS
- Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 475 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14309-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561316 (дата обращения: 04.07.2025).
- Чернатони Л., МакДональд М., Еремин Б.Л. - Брендинг. Как создать мощный бренд - 5-238-80089-5 - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - https://znanium.ru/catalog/product/1039965 - 1039965 - ZNANIUM