Магистратура
2025/2026





Стратегический анализ
Статус:
Курс обязательный (Стратегический менеджмент: инвестиции и консалтинг)
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Волкова Ирина Олеговна
Язык:
русский
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Стратегический анализ» относится к базовой части дисциплин направления и формирует у студентов знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера. Программой дисциплины предусмотрено овладение знаниями и навыками в проведении современного стратегического анализа. Основой обучения является освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, принципов построения стратегического процесса в организации на основе формирования планов и проектирования организационной структуры, организационного научения и предпринимательства. Важной особенностью курса является практическая отработка изучаемых методов стратегического анализа.
Цель освоения дисциплины
- Практически освоить концепции стратегического мышления и техники современного стратегического анализа;
- Сформировать понимание стратегического процесса и обеспечить развитие необходимых компетенций для эффективного участия в его организации и реализации;
- Освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости;
- Развить системное представление о деятельности фирмы и реализации проекта в контексте внешнего окружения;
- Сформировать понимание процессов конкуренции-сотрудничества и создания инноваций ценности, а также умение обосновывать стратегии развития бизнеса на корпоративном уровне и бизнес-стратегии в рамках отдельных направлений деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Проводить стратегический анализ и синтез цепочки (сети) создания ценности, обосновывать in house/outsourcing варианты ее развития, включая цифровую трансформацию в направлении формирования платформы и цифровой экосистемы
- Системно описывать деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
- Строить карты смежных зон и оценивать их стратегический потенциал для обоснования диверсификационных и интеграционных стратегий развития корпорации
- Понимает особенности стратегического мышления в бизнесе
- Умеет формулировать стратегические задачи в условиях неопределённости
- Знает основные способы форсайт-исследований и прогнозной аналитики
- Системно описывает деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
- Проводит аудит корпоративного портфеля с применением портфельных матриц и оценить его сбалансированность, а также выявить и оценить ядро (ядра) корпоративного портфеля и оценить их потенциал
- Проводит стратегический анализ влияния внешнего окружения и потенциала организации, а также синтез адекватных решений по развитию бизнеса
- Умеет создавать видение будущего и увязывать его с целеполаганием, стратегическими альтернативами и стратегическими вызовами
- Детально проектировать стратегию развития в формате бизнеса
- Обосновывать позиционирование ценностных предложений относительно конкурентов, создавать инновации ценности и стратегии голубого океана
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Современный бизнес: тренды, тенденции, ландшафт и модели развития.
- Тема 2. Введение в стратегическое мышление.
- Тема 3. Стратегический процесс.
- Тема 4. Стратегический анализ: основные концепции и модели
- Тема 5. Сценарный анализ и планирование
- Тема 6. Бизнес-модель и системное описание бизнеса.
- Тема 7. Конкурентное позиционирование и стратегия голубого океана.
- Тема 8. Системная реализация стратегии
Элементы контроля
- Разработка и защита командного проекта
- Кейс-практикум
- Посещаемость занятий
- Экзамен
- Личная стратегия
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.15 * Кейс-практикум + 0.2 * Личная стратегия + 0.05 * Посещаемость занятий + 0.3 * Разработка и защита командного проекта + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Современный стратегический анализ. 11-е изд. - 978-5-4461-2370-4 - Грант Роберт - 2024 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/393771 - 393771 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- 25045 - Платформы и экосистемы - (HBR) Коллектив авторов - Альпина Паблишер - 9785961483161 - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/25045 - Alpina
- 8930 - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - М.Портер - Альпина Паблишер - 9785961443363 - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930 - Alpina
- Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
- Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов : учебно-практическое пособие / М. Е. Портер. - 7-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 453 с. - ISBN 978-5-9614-6306-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838939
- Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
- Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2016