Магистратура
2025/2026





Стратегический анализ
Статус:
Курс обязательный (Стратегический менеджмент: инвестиции и консалтинг)
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Волкова Ирина Олеговна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Стратегический анализ» относится к базовой части дисциплин направления и формирует у студентов знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера. Программой дисциплины предусмотрено овладение знаниями и навыками в проведении современного стратегического анализа. Основой обучения является освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, принципов построения стратегического процесса в организации на основе формирования планов и проектирования организационной структуры, организационного научения и предпринимательства. Важной особенностью курса является практическая отработка изучаемых методов стратегического анализа.
Цель освоения дисциплины
- Практически освоить концепции стратегического мышления и техники современного стратегического анализа;
- Сформировать понимание стратегического процесса и обеспечить развитие необходимых компетенций для эффективного участия в его организации и реализации;
- Освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости;
- Развить системное представление о деятельности фирмы и реализации проекта в контексте внешнего окружения;
- Сформировать понимание процессов конкуренции-сотрудничества и создания инноваций ценности, а также умение обосновывать стратегии развития бизнеса на корпоративном уровне и бизнес-стратегии в рамках отдельных направлений деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Проводить стратегический анализ и синтез цепочки (сети) создания ценности, обосновывать in house/outsourcing варианты ее развития, включая цифровую трансформацию в направлении формирования платформы и цифровой экосистемы
- Системно описывать деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
- Строить карты смежных зон и оценивать их стратегический потенциал для обоснования диверсификационных и интеграционных стратегий развития корпорации
- Понимает особенности стратегического мышления в бизнесе
- Умеет формулировать стратегические задачи в условиях неопределённости
- Знает основные способы форсайт-исследований и прогнозной аналитики
- Системно описывает деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
- Проводит аудит корпоративного портфеля с применением портфельных матриц и оценить его сбалансированность, а также выявить и оценить ядро (ядра) корпоративного портфеля и оценить их потенциал
- Проводит стратегический анализ влияния внешнего окружения и потенциала организации, а также синтез адекватных решений по развитию бизнеса
- Умеет создавать видение будущего и увязывать его с целеполаганием, стратегическими альтернативами и стратегическими вызовами
- Детально проектировать стратегию развития в формате бизнеса
- Обосновывать позиционирование ценностных предложений относительно конкурентов, создавать инновации ценности и стратегии голубого океана
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Современный бизнес: тренды, тенденции, ландшафт и модели развития.
- Тема 2. Стратегия и стратегическое мышление.
- Тема 3. Стратегический процесс.
- Тема 4. Стратегический анализ: основные концепции и модели
- Тема 5. Сценарный анализ и планирование
- Тема 6. Бизнес-модель и системное описание бизнеса.
- Тема 7. Бизнес-стратегия и конкурентное позиционирование.
- Тема 8. Корпоративная стратегия
Элементы контроля
- Групповой проект "Разработка бизнес-стратегии компании"
- Практические задания
- Активность на занятиях
- Экзамен
- Личная стратегия
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.05 * Активность на занятиях + 0.3 * Групповой проект "Разработка бизнес-стратегии компании" + 0.2 * Личная стратегия + 0.15 * Практические задания + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Взлом стратегии : начните с главного и получите результат, Румельт, Р., 2024
- Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2024
- Современный стратегический анализ. 11-е изд. - 978-5-4461-2370-4 - Грант Роберт - 2024 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/393771 - 393771 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- 13279 - Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (краткое изложение) - Н. Талеб - Альпина.Академия - 9785961400005summ - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/13279 - Alpina
- 21911 - Трансформация бизнес-модели - (HBR) Коллектив авторов - Альпина Паблишер - 9785961441253 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21911 - Alpina
- 33697 - Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость (краткое изложение) - М.Портер - getAbstract - 9785961400151ga - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/33697 - Alpina
- 8833 - Стратегия - (HBR) Коллектив авторов - Альпина Паблишер - 9785961442625 - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8833 - Alpina
- 8930 - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - М.Портер - Альпина Паблишер - 9785961443363 - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930 - Alpina
- Barney, J. (1991). Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. Journal of Management, 17(1), 99. https://doi.org/10.1177/014920639101700108
- Bogers, M., Chesbrough, H., Heaton, S., & Teece, D. J. (2019). Strategic Management of Open Innovation: A Dynamic Capabilities Perspective. California Management Review, 62(1), 77–94. https://doi.org/10.1177/0008125619885150
- O’REILLY III, C. A., & TUSHMAN, M. L. (2013). Organizational Ambidexterity: Past, Present, and Future. Academy of Management Perspectives, 27(4), 324–338. https://doi.org/10.5465/amp.2013.0025
- Prahalad, C. K., & Hamel, G. (1990). The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 68(3), 79–91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9006181434
- Teece, D. J., Pisano, G., & Shuen, A. (1997). Dynamic Capabilities and Strategic Management. Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 18(7), 509–533. https://doi.org/10.1002/(SICI)1097-0266(199708)18:7<509::AID-SMJ882>3.0.CO;2-Z
- Tushman, M. L., & O’Reilly III, C. A. (1996). Ambidextrous Organizations: MANAGING EVOLUTIONARY AND REVOLUTIONARY CHANGE. California Management Review, 38(4), 8–30. https://doi.org/10.2307/41165852
- Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
- Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
- Кристенсен К.М. - Дилемма инноватора: как из-за новых технологий погибают сильные компании - 978-5-9614-2724-0 - Альпина Паблишер - 2021 - https://znanium.ru/catalog/product/1838937 - 1838937 - ZNANIUM
- Мышление стратега : искусство бизнеса по-японски, Омае, К., 2007
- Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов : учебно-практическое пособие / М. Е. Портер. - 7-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 453 с. - ISBN 978-5-9614-6306-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838939
- Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
- Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией, Линдгрен, М., 2009
- Чан Ким - Стратегия голубого океана - 9785001002581 - МИФ - 2016 - https://hse.miflib.ru/#/book/17572 - 17572
- Черный лебедь : под знаком непредсказуемости, Талеб, Н. Н., 2019