Магистратура
2025/2026





Управление организационными изменениями
Статус:
Курс обязательный (Стратегический менеджмент: инвестиции и консалтинг)
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Как организациям сохранять конкурентоспособность в условиях нестабильной внешней среды? Какие стратегии организационных изменений позволяют реализовать долгосрочные цели и повысить эффективность бизнеса в сегодняшних условиях? Какая организационная структура способствует успешной реализации стратегии развития компании? Ответы на эти вопросы дает курс «Управление организационными изменениями», направленный на формирование у студентов системного понимания процессов организационной трансформации и развитие компетенций в области стратегического анализа, проектирования и сопровождения организационных изменений.
Теоретической основой курса являются модели жизненных циклов организации (И. Адизес, Л. Грейнер и др.) и модели организационных изменений (К. Левин, Дж. Коттер, Д. Пью, М.Розин и др.), позволяющие рассматривать развитие организации как управляемый процесс адаптации к внутренним и внешним вызовам. Особое внимание уделяется взаимосвязи стратегических целей и организационной структуры, а также проблеме преодоления сопротивления изменениям на индивидуальном и групповом уровнях.
Практическая часть курса основана на анализе кейсов, что позволяет студентам развить навыки проектирования, оценки и реализации стратегических изменений, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса.
По итогам освоения дисциплины студенты смогут разрабатывать и внедрять организационные изменения, обеспечивающие устойчивое развитие компаний и рост их инвестиционной привлекательности.
Цель освоения дисциплины
- Освоение методов диагностики организационного состояния и определения необходимости изменений
- Систематизация ранее полученных знаний, связанных с проведением изменений в организации
- Освоение моделей изменений для дальнейшего использования в работе
- Формирование умения выбирать оптимальные стратегии и форматы трансформаций в соответствии с этапом жизненного цикла организации
- Ознакомление с ключевыми факторами успеха и типичными ошибками при реализации программ изменений
- Ознакомление с практическими инструментами управления сопротивлением и формирования вовлеченности персонала
- Изучение особенностей коммуникаций и мотивации в ходе трансформационного процесса
Планируемые результаты обучения
- – Разрабатывает программы организационной трансформации, согласованные со стратегией развития бизнеса
- – Разрабатывает KPI для оценки эффективности программ организационных изменений и трансформаций
- – Применяет методы анализа данных для диагностики организационных проблем и оценки результатов изменений
- – Разрабатывает и реализует коммуникационные стратегии для разных групп стейкхолдеров в ходе изменений, умеет преодолевать сопротивление изменениям
- – Применяет теории организационного поведения и знает основные модели планирования и реализации изменений
- – Проводит диагностику bottlenecks в бизнес-процессах, вызванных человеческим и организационным факторами, предлагает организационные интервенции для их устранения
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Типология организационных изменений
- Тема 2. Подходы к организационным изменениям и основные модели
- Тема 3. Методы организационного развития
- Тема 4. Корпоративная культура и ее формирование
Элементы контроля
- ПосещаемостьЗа присутствие и активную работу на занятии: индивидуальное участие в дискуссии и участие в командной работе.
- Активность на лекцияхУчастие в обсуждении тем, представленных на лекциях, а также выполнение мини тестов, проводимых в начале лекций.
- Письменная аналитическая работаСамостоятельное изучение рекомендованного теоретического материала (статей) и подготовка письменного отчета в форме эссе на его основе. Тема эссе «Проведение сравнительного анализа моделей организационных изменений» Оценивается глубина проработки материала и критическое осмысление текста. Эссе включает краткое изложение основных идей, собственные выводы и рекомендации применительно к управлению организационными изменениями. Требования к содержанию и структуре работы Объем: 7 000 – 8 000 знаков с пробелами (≈ 4–5 страниц текста). Формат — академическое эссе, включающее: 1. Введение — постановка проблемы, цель, задачи анализа. 2. Обзор литературы и теоретических подходов — краткое изложение ключевых идей по теме. 3. Сравнительный анализ моделей — выявление сходств и различий подходов. 4. Критическая оценка — аргументированный анализ сильных и слабых сторон моделей. 5. Выводы и рекомендации — самостоятельные выводы автора и предложения по применению в управлении организационными изменениями. 6. Список источников — оформленный по академическим стандартам (APA / ГОСТ / Harvard). Требования к использованию источников • Используются рекомендованные преподавателем статьи и литература, а также самостоятельно подобранные академические источники (научные статьи, монографии, аналитические отчеты). • Допускается использование профессиональных, но неакадемических источников только при обосновании их релевантности задачам исследования. Условия использования искусственного интеллекта (ИИ) • Использование ИИ для генерации текста без последующей авторской доработки не допускается. • При использовании ИИ (например, для поиска источников, формулирования идей, перевода, корректуры и т.д.) студент обязан сделать отметку об этом в титульном листе эссе. • Преподаватель вправе проверить авторство с помощью: o автоматизированных систем проверки контента; o экспертной оценки; o собеседования с автором. • Работы, не прошедшие проверку авторства, получают 0 баллов. Порядок и сроки сдачи • Работы размещаются на диске курса не позднее, чем за 15 дней до начала сессии. • За каждый день просрочки начисляется –1 балл. • При задержке более чем на 3 дня — работа не принимается, выставляется 0 баллов. • Исключение: подтверждённое учебным отделом уважительное отсутствие. В этом случае — сдача не позднее, чем за 3 дня до начала сессии.
- Групповой проект: разбор кейсаГрупповой проект по анализу и разработке решений для кейса, посвященного эволюции корпоративной культуры Кейс Alibaba’s Value Dilemma. Кейс на английском языке. Работа в группах, в группе не более 5 человек. Цель проекта: Проанализировать материалы кейса. Подготовить презентацию, включающую решения кейса и ответы на следующие вопросы: 1. Приведите подтверждения, что корпоративные ценности озвучиваемые менеджментом компании Alibaba дейвтительно играют важную роль 2. Каким образом компания Alibaba создавала систему ценностей и какие подходы применил менеджмент компании для создания уникальной корпоративной культуры? 3. Выявленное поведение отдельных менеджеров компании является ли индикатором того, что система корпоративных ценностей не выдержала проверку временнем? 4. Если бы Вы были Джеком Ма, то как бы Вы поступили в ситуациии с Джанг Фаном (Jiang Fan) и допущенными им нарушениями корпоративной системы ценностей. 5. Какие управленческие уроки можно извлечь о взаимосвязи между корпоративными ценностями и эффективностью изменений? Презентация и защита итогов проекта на семинаре №2. Оцениваются качество проведенного анализа, обоснованность предложений и качество презентации Результатом Группового проекта является презентация, выполненная с использованием изученных материалов в рамках курса, но не ограниченная им. Групповой проект содержит баланс теории и практической части. Групповой проект выполняют 4-5 студентов. Формат должен быть PPT или PPTx. Оригинальность работы должна быть 100%. Работа не должна содержать сгенерированный текст.
- ЭкзаменПродолжительность 60 минут. Предусмотрено 25 вопросов, 10 вопросов уровня сложности 1 (1 балл), 10 вопросов уровня сложности 2 (2 балла) и 5 вопросов уровня сложности 3 (3 балла). Максимальное количество баллов при условии правильных ответов составляет 45 баллов. В ходе экзамена тестирование проводится в режиме оффлайн на платформе StartExam с использованием SafeExam без использования прокторинга в кампусе ВШБ ВШЭ. Контроль присутствия студента на экзамене фиксируется с помощью системы доступа ВШБ ВШЭ, размещенной на рабочем месте преподавателя в компьютерном классе.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.1 * Активность на лекциях + 0.1 * Групповой проект: разбор кейса + 0.15 * Письменная аналитическая работа + 0.1 * Посещаемость + 0.55 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 19071 - Впереди перемен: Как успешно провести организационные преобразования - Д.Коттер - Альпина ПРО - 9785961424867 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19071 - Alpina
- 24065 - Восхождение по спирали: Теория и практика реформирования организаций - М.Розин - Альпина Паблишер - 9785961480689 - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/24065 - Alpina
Рекомендуемая дополнительная литература
- 24519 - Управление изменениями без потрясений и конфликтов - И. Адизес - Альпина Паблишер - 9785961483031 - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/24519 - Alpina
- Организационная культура и лидерство. 4-е изд. - 978-5-459-01127-2 - Шейн Э. Г. - 2012 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/28362 - 28362 - iBOOKS