Магистратура
2025/2026




Управление ценообразованием
Статус:
Курс по выбору (Маркетинг - менеджмент)
Кто читает:
Департамент маркетинга
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Тверской Максим Юрьевич
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Курс опирается на знания, полученные студентами при изучении курсов«Маркетинг-менеджмент» (базовый уровень) и «Экономическая теория» и подготавливаетстудентов к изучению курса «Создание новых продуктов».В курсе описываются основные методы и приемы эффективного управленияценообразованием в коммерческих фирмах, анализируются экономические основания ипоследствия выбора различных вариантов ценовой политики фирмы. Особое вниманиеуделяется рациональным способам решения специфических задач ценообразования.Главными темами курса являются: экономические основы эффективного управленияценообразованием в фирме; основные методические подходы к управлениюценообразованием в фирме; затратное ценообразование: экономические основы;обоснованный расчет издержек и рентабельности для затратного ценообразования; скидкиза особые условия продаж как инструмент ценовой политики фирмы; анализэкономической приемлемости изменений цен; ценность товара как фактор формированияего цены; ценовая конкуренция и ценовые войны; основы формирования ценовойстратегии; особенности ценообразования в различных сферах бизнеса.ПРОГРАММА КУРСАТЕМА 1. Взаимосвязь ценообразования с другими элементами маркетинговой политикиТЕМА 2. Процесс ценообразования: этапы установления цены на товарТЕМА 3. Оценка затрат при установлении ценыТЕМА 4. Анализ цен, затрат, стратегии и возможной реакции конкурентов на ценовую стратегию компанииТЕМА 6. Методы ценообразования: Пути совершенствования затратного ценообразованияЦЕНТЕМА 7. Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на воспринимаемую ценность товараТЕМА 8. Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на конкурентовТЕМА 9. Окончательное установление ценыТЕМА 10. Психологические аспекты восприятия цен и их использование при решении задач максимизации прибыли фирмыТЕМА 11. Ценовая стратегия в рамках товарного ассортиментаТЕМА 12. Тактические приемы ценообразованияТЕМА 13. Решение об изменении цены
Цель освоения дисциплины
- Курс опирается на знания, полученные студентами при изучении курсов «Маркетинг-менеджмент» (базовый уровень) и «Экономическая теория» и подготавливает студентов к изучению курса «Создание новых продуктов». В курсе описываются основные методы и приемы эффективного управления ценообразованием в коммерческих фирмах, анализируются экономические основания и последствия выбора различных вариантов ценовой политики фирмы. Особое внимание уделяется рациональным способам решения специфических задач ценообразования. Главными темами курса являются: экономические основы эффективного управления ценообразованием в фирме; основные методические подходы к управлению ценообразованием в фирме; затратное ценообразование: экономические основы; обоснованный расчет издержек и рентабельности для затратного ценообразования; скидки за особые условия продаж как инструмент ценовой политики фирмы; анализ экономической приемлемости изменений цен; ценность товара как фактор формирования его цены; ценовая конкуренция и ценовые войны; основы формирования ценовой стратегии; особенности ценообразования в различных сферах бизнеса. ПРОГРАММА КУРСА ТЕМА 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И КОММЕРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ ТЕМА 2. ЗАТРАТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕМА 3. ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ ТЕМА 4. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ К УРОВНЯМ ЦЕН ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ПРИ ОБОСНОВАНИИ ЦЕН ТЕМА 7. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН С УЧЕТОМ КОНКУРЕНЦИИ ТЕМА 8. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ТЕМА 9. ЦЕНОВЫЕ ВОЙНЫ И ТАКТИКИ УЧАСТИЯ В НИХ ТЕМА 10. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ С ДРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМЫ ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА: Герасименко, В.В. Ценовая политика фирмы: практ. пособие. - Эксмо, 2007
Планируемые результаты обучения
- Объясняет значение микроэкономических концепций для управления ценообразованием в бизнесе.
- Понимает влияние ценовых решений на финансовые результаты работы фирмы. Умеет проводить анализ условий приемлемости ценовых решений.
- Понимает значение оперативной адаптации цен к быстро меняющимся условиям продаж. Раскрывает логику выбора инструментов тактического ценообразования в зависимости от колебаний спроса и изменений в конкурентной ситуации фирмы на рынке.
- Понимает логику связи издержек и цены и причины выбора компаниями затратной модели ценообразования. Умеет моделировать ценовые решения на основе сочетания информации об издержках и величинах спроса при раздичных уровнях цен.
- Понимает особенности психологии потребителей, влияющие на восприятие ими уровней и соотношний цен. Способен выделить те психологические эффекты, которые необходимо учитывать при ценообразовании в определенном типе бизнеса.
- Понимает причины возникновения ситуация острой ценовой конкуренции. Раскрывает подходы к минимизации финансовых потерь фирмы в ситуации "ценовой войны" на ее рынке.
- Понимает причины различий в методах и процедурах ценообразования на различных отраслевых рынках. Раскрывает наиболее употребимые специфические приемы построения цен на различных типах рынков.
- Понимает факторы формирования воспринимаемой потребителем ценности продукта на рынках различных типов. Способен анализировать различные варианты повышения ценности продукта и учета этого в ценообразовании.
- Понимает факторы, которые необходимо учитывать при выборе ценовой стратегии фирмы. Раскрывает различия между различными вариантами такой стратегии. Обосновывает выбор наиболее адекватной стратегии для фирм с различными условиями деятельности.
- • Понимает различия методов ценообразования исходя из рыночных эффектов, с учетом позиционирования, каналов дистрибуции и целей компании.
- Понимает ключевые принципы и методы ценообразования с учетом целей бизнеса, особенностей продукта и потребительского поведения
- Разрабатывает оптимальную стратегию ценообразования с учетом рыночной ситуации, позиционирования и целей бизнеса. Разрабатывает решения по ценовой стратегии, тактике и внедрению подходов по ценообразованию в работу компании.
Содержание учебной дисциплины
- Основы ценообразования
- Современная проблематика и инновации ценообразования
- Управление процессами ценообразования
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.3 * Активность + 0.1 * Контрольная работа №1 + 0.1 * Контрольная работа №2 + 0.1 * Контрольная работа №3 + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 17460 - Alpina - Признания мастера ценообразования. Как цена влияет на прибыль, выручку, долю рынка, объем продаж и выживание компании (краткое изложение) - Г. Симон - КнигиКратко - 9785961400182kk - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/17460
- 18553 - Alpina - Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг... (краткое изложение) - А. Смит; А.Остервальдер; Г. Бернарда; И.Пинье - getAbstract - 9785961400092ga - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18553
- Гладких, И. В. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя : монография / И. В. Гладких ; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — Санкт-Петербург : Высшая школа менеджмента, 2013. — 472 с. - ISBN 978-5-9924-0076-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/492847
- Остервальдер, А. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг : учебное пособие / А. Остервальдер, И. Пинье, Г. Бернарда. - Москва : Альпина Пабл., 2016. - 312 с.- ISBN 978-5-9614-4907-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/923404
- Ценообразование : учебник и практикум для вузов / под редакцией Т. Г. Касьяненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 420 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16890-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560258 (дата обращения: 03.04.2025).
- Ценообразование в отраслях экономики : учебник и практикум для вузов / под редакцией Т. Г. Касьяненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16680-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568541 (дата обращения: 03.04.2025).
- Ценообразование в условиях рынка : учеб. пособие, Ямпольская, Д. О., 2015
- Ямпольская, Д. О. Ценообразование : учебник для вузов / Д. О. Ямпольская. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-1516-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/579000 (дата обращения: 03.04.2025).
- Ямпольская, Д. О. Цены и ценообразование : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Ямпольская. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 231 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-1650-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/579001 (дата обращения: 03.04.2025).