• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Управление ассортиментом и категорийный менеджмент

Статус: Курс по выбору (Маркетинг - менеджмент)
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Управление ассортиментом и категорийныйменеджмент» являются научить слушателей пользоваться практическим инструментариемпроведения маркетингового анализа и управления категориями, чтобы студент смогсамостоятельно организовать и провести данную работу с минимальными финансовымизатратами, в максимально короткий срок, качественно и эффективно. Показать возможныеметоды управления категорией, познакомить с категорийным менеджментом и показатьего перспективы.Изучение данного курса необходимо для формирования у маркетологов разногоуровня квалификации комплексного представления о всех видах маркетинговойаналитики, необходимой для эффективного управления ассортиментом, методах сбора ианализа маркетинговой информации для управления категориями и оценкиэффективности решений в области категорийного менеджмента.В результате освоения дисциплины студент должен:• Знать: ключевые понятия, цели и задачи использования категорийного менеджмента.• Уметь: анализировать макро- и микросреду рынка, разрабатывать концепциюпроведения маркетингового анализа, выбирать пригодные в конкретных ситуацияхметоды, проводить изучение конкурентной среды и потребительских предпочтений,сегментировать и выделять целевую аудиторию потребителей, обрабатывать ианализировать результаты проведенных аудиторских проверок.• Иметь навыки (приобрести опыт): использования современных инструментов,применяемых для анализа и управлениями товарными категориями.Ключевые разделы дисциплины:1. Управление товарным ассортиментом;2. Понятие товарных категорий;3. Ассортиментная матрица;4. Стратегии категорийного менелджмента;5. Категорийный менеджмент и мерчендайзинг.Литература:1. Fisher M., Raman A. (2010). The New Science of Retailing: How Analytics areTransforming the Supply Chain and Improving Performance. Harvard Business ReviewPress.2. Handfield, R. (2015). Book Review: Sourcing Portfolio Analysis. Power PositioningTools for Category Management & Strategic Sourcing. Journal of Strategic Contractingand Negotiation, 1(3), 231-235.3. Hogarth-Scott, S. (2015). A Framework for Category Management Relationships.In Proceedings of the 1998 Academy of Marketing Science (AMS) AnnualConference (pp. 404-411). Springer International Publishing.4. Nielsen (1993). Category Management: Positioning Your Organization to Win. McGrawHill.5. Nielsen (2014). Consumer-Centric Category Management: How to Increase Profits byManaging Categories based on Consumer Needs. Wiley.6. Леманн Д.Р., Винер Р.С. Управление продуктом. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Управление ассортиментом и категорийный менеджмент» являются научить слушателей пользоваться практическим инструментарием проведения маркетингового анализа и управления категориями, чтобы студент самостоятельно организовать и провести данную работу с минимальными финансовыми затратами, в максимально короткий срок, качественно и эффективно. Показать возможные методы управления категорией, познакомить с категорийным менеджментом и показать его перспективы. Изучение данного курса необходимо для формирования у маркетологов разного уровня квалификации комплексного представления о всех видах маркетинговой аналитики, необходимой для эффективного управления ассортиментом, методах сбора и анализа маркетинговой информации для управления категориями и оценки эффективности решений в области категорийного менеджмента. В результате освоения дисциплины студент должен:• Знать: ключевые понятия, цели и задачи использования категорийного менеджмента.• Уметь: анализировать макро- и микросреду рынка, разрабатывать концепцию проведения маркетингового анализа, выбирать пригодные в конкретных ситуациях методы, проводить изучение конкурентной среды и потребительских предпочтений, сегментировать и выделять целевую аудиторию потребителей, обрабатывать и анализировать результаты проведенных аудиторских проверок.• Иметь навыки (приобрести опыт): использования современных инструментов, применяемых для анализа и управлениями товарными категориями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными метриками покупательского поведения.
  • навыки планирования поэтапного запуска проекта категорийного менеджмента
  • Называет варианты сотрудничества в катман проектах.
  • Называет основные шаги в катман.
  • Называет основные этапы эволюции катман.
  • Называет экономические драйверы категории.
  • Объясняет значение системы катман в ритейле.
  • Объясняет особенности использования промо.
  • Объясняет роль катман в комплексе маркетинга.
  • Объясняет содержание стратегий категорийного менеджмента.
  • Описывает влияние шопер маркетинга на изменение ассортимента и форматов магазинов.
  • Описывает ключевые тренды и инновации в ритейле.
  • Оценивает ассортимент магазина.
  • Понимание функциональных задач категорийного менеджера.
  • Проводит сегментацию потребителей.
  • Проводит ценовое сегментирование.
  • Рассчитывает размер оптимального запаса.
  • Умение оценивать состояние и потенциал товарной категории
  • умение построить результативное взаимодействие отделов маркетинга, закупок ритейлера и поставщика
  • умение управлять закупками товарной категории
  • Формулирует KPI в катман.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Процесс и аналитика CatMan 20
  • Стратегии и тактики CatMan 20
  • Введение в катман и современные тренды в рознице.
  • Сотрудничество в катман проектах.
  • Этапы работы в катман.
  • Оценка категории и формирование ассортимента.
  • Метрики покупательского поведения.
  • KPI катман.
  • Стратегии категорийного менеджмента.
  • Тактики в отношение комплекса маркетинг.
  • Ценовая сегментация.
  • Расчет оптимального запаса.
  • Эффективность промо акций.
  • Продуктивность категорий и шопер марктеинг.
  • Инновации в ритейле.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Групповая презентация бизнес-проекта по улучшению продаж конкретного магазина. Оценка по 10-бальной шкале. Позволяет оценить способность применения полученных методик категорийного анализа и оформление результатов в виде презентации. Работа в группах по 3 человека. Оценка по 10-бальной шкале вносится в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Активность на лекциях и семинарах + решение кейсов на семинарах
  • блокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Групповой проект по анализу рынка: презентация и аналитическая записка. Оценка по 10-бальной шкале. Позволяет оценить способность применения полученных методик категорийного анализа и оформление результатов в виде презентации. Работа в группах по 3 человека. Оценка по 10-бальной шкале вносится в рабочую ведомость.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * Активность на лекциях и семинарах + решение кейсов на семинарах + 0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 3244 - Ритейл-маркетинг: Практики и исследования - Й.Нордфальт - Альпина ПРО - 9785961439359 - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/3244 - Alpina
  • O’Brien, J. (2019). Category Management in Purchasing : A Strategic Approach to Maximize Business Profitability. London, United Kingdom: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2037093
  • Киселев, В. М. Категорийный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Киселев, М.А. Николаева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 208 с. - ISBN 978-5-91768-424-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1015905

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Category management in Russian retail sphere (case of the Ural Federal District). (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4F41B4A0

Авторы

  • Лейбман Юлия Анатольевна
  • Филипская Елена Владимировна
  • Гулакова Ольга Вячеславовна
  • Мохова Виктория Андреевна
  • Третьяк Дмитрий Владимирович