Магистратура
2025/2026





Управление ассортиментом и категорийный менеджмент
Статус:
Курс по выбору (Маркетинг - менеджмент)
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины «Управление ассортиментом и категорийныйменеджмент» являются научить слушателей пользоваться практическим инструментариемпроведения маркетингового анализа и управления категориями, чтобы студент смогсамостоятельно организовать и провести данную работу с минимальными финансовымизатратами, в максимально короткий срок, качественно и эффективно. Показать возможныеметоды управления категорией, познакомить с категорийным менеджментом и показатьего перспективы.Изучение данного курса необходимо для формирования у маркетологов разногоуровня квалификации комплексного представления о всех видах маркетинговойаналитики, необходимой для эффективного управления ассортиментом, методах сбора ианализа маркетинговой информации для управления категориями и оценкиэффективности решений в области категорийного менеджмента.В результате освоения дисциплины студент должен:• Знать: ключевые понятия, цели и задачи использования категорийного менеджмента.• Уметь: анализировать макро- и микросреду рынка, разрабатывать концепциюпроведения маркетингового анализа, выбирать пригодные в конкретных ситуацияхметоды, проводить изучение конкурентной среды и потребительских предпочтений,сегментировать и выделять целевую аудиторию потребителей, обрабатывать ианализировать результаты проведенных аудиторских проверок.• Иметь навыки (приобрести опыт): использования современных инструментов,применяемых для анализа и управлениями товарными категориями.Ключевые разделы дисциплины:1. Управление товарным ассортиментом;2. Понятие товарных категорий;3. Ассортиментная матрица;4. Стратегии категорийного менелджмента;5. Категорийный менеджмент и мерчендайзинг.Литература:1. Fisher M., Raman A. (2010). The New Science of Retailing: How Analytics areTransforming the Supply Chain and Improving Performance. Harvard Business ReviewPress.2. Handfield, R. (2015). Book Review: Sourcing Portfolio Analysis. Power PositioningTools for Category Management & Strategic Sourcing. Journal of Strategic Contractingand Negotiation, 1(3), 231-235.3. Hogarth-Scott, S. (2015). A Framework for Category Management Relationships.In Proceedings of the 1998 Academy of Marketing Science (AMS) AnnualConference (pp. 404-411). Springer International Publishing.4. Nielsen (1993). Category Management: Positioning Your Organization to Win. McGrawHill.5. Nielsen (2014). Consumer-Centric Category Management: How to Increase Profits byManaging Categories based on Consumer Needs. Wiley.6. Леманн Д.Р., Винер Р.С. Управление продуктом. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Управление ассортиментом и категорийный менеджмент» являются научить слушателей пользоваться практическим инструментарием проведения маркетингового анализа и управления категориями, чтобы студент самостоятельно организовать и провести данную работу с минимальными финансовыми затратами, в максимально короткий срок, качественно и эффективно. Показать возможные методы управления категорией, познакомить с категорийным менеджментом и показать его перспективы. Изучение данного курса необходимо для формирования у маркетологов разного уровня квалификации комплексного представления о всех видах маркетинговой аналитики, необходимой для эффективного управления ассортиментом, методах сбора и анализа маркетинговой информации для управления категориями и оценки эффективности решений в области категорийного менеджмента. В результате освоения дисциплины студент должен:• Знать: ключевые понятия, цели и задачи использования категорийного менеджмента.• Уметь: анализировать макро- и микросреду рынка, разрабатывать концепцию проведения маркетингового анализа, выбирать пригодные в конкретных ситуациях методы, проводить изучение конкурентной среды и потребительских предпочтений, сегментировать и выделять целевую аудиторию потребителей, обрабатывать и анализировать результаты проведенных аудиторских проверок.• Иметь навыки (приобрести опыт): использования современных инструментов, применяемых для анализа и управлениями товарными категориями.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными метриками покупательского поведения.
- навыки планирования поэтапного запуска проекта категорийного менеджмента
- Называет варианты сотрудничества в катман проектах.
- Называет основные шаги в катман.
- Называет основные этапы эволюции катман.
- Называет экономические драйверы категории.
- Объясняет значение системы катман в ритейле.
- Объясняет особенности использования промо.
- Объясняет роль катман в комплексе маркетинга.
- Объясняет содержание стратегий категорийного менеджмента.
- Описывает влияние шопер маркетинга на изменение ассортимента и форматов магазинов.
- Описывает ключевые тренды и инновации в ритейле.
- Оценивает ассортимент магазина.
- Понимание функциональных задач категорийного менеджера.
- Проводит сегментацию потребителей.
- Проводит ценовое сегментирование.
- Рассчитывает размер оптимального запаса.
- Умение оценивать состояние и потенциал товарной категории
- умение построить результативное взаимодействие отделов маркетинга, закупок ритейлера и поставщика
- умение управлять закупками товарной категории
- Формулирует KPI в катман.
Содержание учебной дисциплины
- Процесс и аналитика CatMan 20
- Стратегии и тактики CatMan 20
- Введение в катман и современные тренды в рознице.
- Сотрудничество в катман проектах.
- Этапы работы в катман.
- Оценка категории и формирование ассортимента.
- Метрики покупательского поведения.
- KPI катман.
- Стратегии категорийного менеджмента.
- Тактики в отношение комплекса маркетинг.
- Ценовая сегментация.
- Расчет оптимального запаса.
- Эффективность промо акций.
- Продуктивность категорий и шопер марктеинг.
- Инновации в ритейле.
Элементы контроля
- Домашнее задание 2Групповая презентация бизнес-проекта по улучшению продаж конкретного магазина. Оценка по 10-бальной шкале. Позволяет оценить способность применения полученных методик категорийного анализа и оформление результатов в виде презентации. Работа в группах по 3 человека. Оценка по 10-бальной шкале вносится в рабочую ведомость.
- Активность на лекциях и семинарах + решение кейсов на семинарах
- Устный экзамен
- Домашнее задание 1Групповой проект по анализу рынка: презентация и аналитическая записка. Оценка по 10-бальной шкале. Позволяет оценить способность применения полученных методик категорийного анализа и оформление результатов в виде презентации. Работа в группах по 3 человека. Оценка по 10-бальной шкале вносится в рабочую ведомость.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.2 * Активность на лекциях и семинарах + решение кейсов на семинарах + 0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 3244 - Ритейл-маркетинг: Практики и исследования - Й.Нордфальт - Альпина ПРО - 9785961439359 - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/3244 - Alpina
- O’Brien, J. (2019). Category Management in Purchasing : A Strategic Approach to Maximize Business Profitability. London, United Kingdom: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2037093
- Киселев, В. М. Категорийный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Киселев, М.А. Николаева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 208 с. - ISBN 978-5-91768-424-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1015905
Рекомендуемая дополнительная литература
- Category management in Russian retail sphere (case of the Ural Federal District). (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4F41B4A0