• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Ошибка и норма: как говорят и пишут по-русски

Статус: Курс обязательный (Глобальные цифровые коммуникации)
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Ошибка и норма: как говорят и пишут по-русски" для студентов программы "Глобальные цифровые коммуникации" направлен на развитие навыков критического анализа и самостоятельного создания текстов. В повседневной жизни нас окружает большое количество объявлений, инструкций, новостных заметок, статей и других письменных материалов, и иногда мы сталкиваемся с такими формулировками, которые либо нарушают наши представления о нормах русского языка и затрудняют чтение текстов, либо могут быть поняты двусмысленно, либо вообще не поддаются пониманию. В рамках курса студенты научатся видеть системные нарушения и вовремя исправлять их, различать ошибки и варианты нормы, распознавать вероятные расхождения в интерпретации и их причины, а также грамотно, эффективно и точно передавать свои мысли как в устных, так и в письменных текстах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса заключается в том, чтобы сформировать у студентов осознанное чтение, рефлексию о намерениях автора, позволяющую различать ошибку и риторический прием, развить навык анализа текстов на предмет разных типов ошибок, влекущих потенциальное разночтение. В ходе курса студенты ознакомятся с основными особенностями современного русского языка в различных коммуникативных контекстах на основе представления об их целях, структуре и стилистических и жанровых особенностях и научатся редактировать свои и чужие тексты.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности русского языка в разных стилях и жанрах, а также различия между нормой, ошибкой и стилистическим приемом.
  • Понимает языковые нормы и исторические изменения.
  • Классифицирует отступления от стандарта.
  • Оценивает тексты с точки зрения их информативности и соответствия заданным целям.
  • Идентифицирует в текстах типы и виды системных нарушений стандарта, объясняет природу ошибки, предлагает варианты редактирования, ранжирует формулировки по степени соответствия стандарту.
  • Обосновывает случаи вариативности, обусловленные намерением автора, и отличает их от ошибок в текстах.
  • Интерпретирует намерение автора, нарушившего литературный стандарт.
  • Редактирует собственные и чужие тексты с учетом задач риторического воздействия на читателя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Понятия «ошибка» и «норма»
  • Блок 2. Законы прагматики
  • Блок 3. Ошибки и вариативность. Навыки (само)редактирования
  • Блок 4. Цифровая коммуникация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания (0,3)
  • неблокирующий Активность на семинарах (0,3)
  • неблокирующий Групповой проект на 2-4 человека (0,4)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.3 * Активность на семинарах (0,3) + 0.4 * Групповой проект на 2-4 человека (0,4) + 0.3 * Домашние задания (0,3)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Занимательная стилистика : как мы говорим. А как мы пишем!.., Голуб, И. Б., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лексическая стилистика : проблемы изучения и обучения, Бельчиков, Ю. А., 2013

Авторы

  • Охотина Мария Игоревна
  • Кошелева Мария Игоревна