• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Машинное обучение в пространственных задачах

Язык: русский
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Машинное обучение в пространственных задачах» представляет собой обзор по методам машинного обучения (МО) с фокусом на пространственные задачи. Курс рассматривает основные существующие направления МО и типичные решаемые задачи географического характера, а также вопросы корректной подготовки данных и оценки полученных результатов с учетом пространственной специфики. Основная цель - сориентировать слушателей в многообразии методов от регрессии до нейронных сетей и научить обоснованно выбирать методы МО для своих тематических задач, а также научить самостоятельно формулировать задачи, выбирать наиболее подходящие методы их решения и оценивать полученный результат с точки зрения географического контекста. Изучение дисциплины опирается на курсы магистратуры «Пространственные инструменты для решения экологических задач», «Основы анализа пространственных данных». Полученные знания и навыки в дальнейшем используются при изучении дисциплин «Математическое моделирование в пространственных задачах» и «Пространственное планирование на основе данных», а также «Геоаналитика в корпоративных и государственных системах принятия решений». Практические задачи на занятиях выполняются в программной среде Python, открытом или проприетарном ПО (QGIS, ArcGIS).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Соориентировать слушателей в многообразии методов от регрессии до нейронных сетей и научить обоснованно выбирать методы МО для своих тематических задач, а также научить самостоятельно формулировать задачи, выбирать наиболее подходящие методы их решения и оценивать полученный результат с точки зрения географического контекста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать комплекс методов машинного обучения, понимать их границы применимости и отличия от других математических методов
  • уметь аргументированно выбирать метод машинного обучения для существующей задачи и данных, разбираться в руководствах для выбора корректных настроек и применять подходящие методы для решения задач
  • владеть подходами к тому, как переводить географическую задачу на язык задач машинного обучения, организовать исследование от этапов постановки задачи, выбора метода, практической реализации до правильной интерпретации получаемых результатов с тематической точки зрения
  • Уметь применять кластерный анализ для геозадачи
  • Уметь использовать методы классификации и регрессии для геозадачи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Место ML в Data Science и AI. Приложения и развитие ML как части Data Science. Математические основы ML. Типы ML-задач.
  • Кластеризация в ML (обучение без учителя), метрики кластеризации. Примеры в геоинформатике.
  • Классификация и регрессия в ML (обучение с учителем). Примеры в геоинформатике
  • Деревья решений и ансамбли алгоритмов в ML
  • Нейросети (НС): обзор алгоритмов, их особенности и отличия
  • Наборы данных для ML: источники, варианты использования, самостоятельное создание
  • Понятие модели ML. Python-frameworks для классического ML: pandas, Scikit-Learn, numpy, ансамбли деревьев (CatBoost, XGBoost, LightGBM).
  • Понятие модели ML. Python-frameworks для глубокого ML: Keras, Tensorflow
  • Понятие модели ML. Создание и оптимизация модели ML на Python
  • ML-проект: этапы и организация, способы интеграции в производственные процессы
  • ML в научных публикациях. Примеры областей и модели ML для решения задач с геоданными
  • ML в производственных задачах: в сельском хозяйстве, в прогнозировании рисков и природных явлений, геомаркетинговых показателей для решения задач с геоданными. ML в пользовательских предпочтениях
  • ML в геоинформатике. Обзор программного обеспечения по работе с функциями ML в геоинформатике. Приложения и развитие ML как части Data Science.
  • Этические и правовые вопросы использования данных и результатов ML-проектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Домашнее задание
  • блокирует часть оценки/расчета ГИС-проект МО
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.4 * ГИС-проект МО + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A first course in machine learning, Rogers, S., 2012
  • A Tutorial on Machine Learning and Data Science Tools with Python. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5F82B62
  • Data mining : practical machine learning tools and techniques, Witten, I. H., 2011
  • Introduction to machine learning, Alpaydin, E., 2020
  • Machine learning fundamentals : a concise introduction, Jiang, H., 2021
  • Machine learning in action, Harrington, P., 2012
  • Machine learning, Mitchell, T. M., 1997
  • Miroslav Kubat. (2017). An Introduction to Machine Learning (Vol. 2nd ed. 2017). Springer.
  • Miroslav Kubat. An Introduction to Machine Learning. Springer, 2015 (296 pages) ISBN: 9783319200095: — Текст электронны // ЭБС books24x7 — https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=117295
  • Pattern recognition and machine learning, Bishop, C. M., 2006
  • Rogers, S., & Girolami, M. (2016). A First Course in Machine Learning (Vol. 2nd ed). Milton: Chapman and Hall/CRC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399490
  • Solé, J. L. (2007). Book review: Pattern recognition and machine learning. Cristopher M. Bishop. Information Science and Statistics. Springer 2006, 738 pages.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Richert, W., & Coelho, L. P. (2013). Building Machine Learning Systems with Python. Birmingham: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=619996

Авторы

  • Подольская Екатерина Сергеевна
  • Сакиркина Мария Александровна