• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Базовый курс съемки и работы в монтажной программе

Статус: Маго-лего
Кто читает: Институт кино
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 108

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на ознакомление студентов с основами работы с камерой и операторской работы: изучение ключевых принципов построения изображения (кадр, композиция, ракурс, экспозиция), а также освоение технических аспектов работы с камерой и съемки диалоговых сцен на профессиональную киноаппаратуру. Также студенты осваивают базовую теорию монтажа, основные техники монтажа и работу с программным обеспечением DaVinci Resolve, что позволит получить базовые знания и навыки постобработки материала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить основные принципы создания изображения и роль кинооператора в производстве фильмов, включая основы композиции и зрительного восприятия фильмов.
  • Изучить виды операторского брака и как избежать ошибок при съемке. Узнать какие ошибки возможно исправить на постродакшене, а какие невозможно.
  • Познакомить студентов с устройством камеры, объективов, осветительными приборами, а также с правилами поведения и соблюдения техники безопасности на съемочной площадке.
  • Научить съемки диалогов двух и трех персонажей с использованием различных крупностей съемки и ракурсов.
  • Освоить основы монтажа: изучить базовую теорию монтажа, различные техники и тренды монтажа, включая современные подходы и использование программного обеспечения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет ключевые компоненты операторской работы в кино.
  • Использует основные термины работы с камерой и изображением (кадр, схема света, диафрагма, баланс белого и пр.)..
  • Применяет композиционные принципы, ракурсы для построения визуально выразительного кадра.
  • Использует различные схемы света, а также виды оптики для достижения художественного эффекта.
  • Настраивает камеру, осветительное оборудование, соблюдая технику безопасности.
  • Применяет теорию цвета в кинематографе для создания цветовых решений в кадре.Использует программное обеспечение для монтажа, включая базовые инструменты DaVinci Resolve.
  • Различает монтажные техники, осуществляет монтаж видеофрагментов, включая работу с диалогами, параллельным монтажом и внутрикадровым монтажом.
  • Выполняет съемку и монтаж видеоматериалов с учетом всех полученных знаний и навыков, оценивает технические и художественные аспекты операторской работы и монтажа на всех этапах создания видео, анализирует и разбирает домашние задания, включая практическую работу с камерой, светом и монтажем.
  • Использует программное обеспечение для монтажа, включая базовые инструменты DaVinci Resolve.
  • Использует различные виды оптики для достижения художественного эффекта.
  • Снимает диалог двух персонажей монтажно и в соответствии с драматургией. Умеет оправданно менять оси взаимодействия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в работу с камерой и операторское мастерство.
  • Устройство камеры и техника безопасности работы с камерой.
  • Взаимодействие кинопроизводителя с камерой.
  • Оптика.
  • Композиция. Ракурсы и планы
  • Зачеты по работе с камерой, световыми приборами с соблюдением техники безопасности.
  • Восьмерка на двоих и восьмерка в автомобиле.
  • Восьмерка на троих
  • Практические занятия по пройденным темам для подготовки к экзамену.
  • Введение в теорию и практику монтажа.
  • Основные направления в монтаже: советская школа.
  • Основные направления в монтаже: комфортный монтаж.
  • Основные направления в монтаже: неклассический монтаж.
  • Монтаж как инструмент драматургии сцены. Внутрикадровый монтаж. Монтаж диалогов.
  • Разнообразие возможностей монтажа.
  • Итоговое занятие по монтажу.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Блок "Сьёмка"
  • неблокирующий Блок "Монтаж"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.4 * Блок "Монтаж" + 0.6 * Блок "Сьёмка"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Базовый курс: операторское искусство : учимся снимать на плёнку и цифру, Шроппель, Т., 2023
  • Искусство монтажа: путь фильма от первого кадра до кинотеатра, Мёрч, У., 2021
  • Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве : знакомство с технологиями и приемами, Уайатт, Х., 2006
  • Пименов, В. И.  Видеомонтаж : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Пименов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 159 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-20729-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566413 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Профессия режиссер монтажа; мастер-классы; интервью с монтажерами фильмов и сериалов, Халлфиш, С., 2023

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ансель Адамс - Ансель Адамс. Камера. Негатив. Отпечаток - 9785001699750 - МИФ - 2022 - https://hse.miflib.ru/#/book/29488 - 29488
  • Светлакова, Е. Ю.  Режиссура фильма : учебник для вузов / Е. Ю. Светлакова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 65 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14854-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568154 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Светлакова, Е. Ю. Режиссура аудиовизуального произведения : учебно-методическое пособие / Е. Ю. Светлакова. — Кемерово : КемГИК, 2014. — 84 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/79409 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Собчук Анна Рамазановна