• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Рекомендательные системы

Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предоставляет обзор ключевых подходов к построению рекомендательных систем, охватывая как теоретические основы, так и практические аспекты. Студенты познакомятся с различными типами рекомендательных систем, научатся формулировать задачи персонализации в математических терминах и решать их с помощью практичных алгоритмов и инструментов. Практические задания на курсе включают также участие в онлайн-соревновании и реализацию командного проекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты научатся: - Формулировать задачи рекомендаций на основе реальных кейсов. - Применять методы контентной и коллаборативной фильтрации. - Реализовывать алгоритмы обучения для типовых подходов рекомендательных систем. - Оценивать рекомендательные алгоритмы с использованием офлайн-метрик. - Проводить сравнительный анализ алгоритмов, используя надежные методологии и принципы, соответствующие мировым стандартам. - Работать с контекстными и последовательными данными. - Разрабатывать гибридные рекомендательные системы с использованием дополнительных признаков. - Учитывать проблемы холодного старта и масштабируемости. - Участвовать в командной разработке и защите проекта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение строить и оценивать рекомендательные модели.
  • Навыки работы с реальными датасетами и инструментами анализа.
  • Способность выбирать подходящие методы под конкретную задачу.
  • Опыт участия в соревнованиях и реализации командных проектов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обзор области рекомендательных систем
  • Общая постановка задачи. Неперсонализированные подходы
  • Использование признаковых пространств в рекомендациях.
  • Методы оценки рекомендательных систем
  • Коллаборативная фильтрация: memory-based подходы
  • Коллаборативная фильтрация: memory-based подходы 2
  • Коллаборативная фильтрация: model-based подходы 3
  • Методы оптимизации для матричных разложений
  • Взвешенная матричная факторизация
  • Специальные методы обучения, обучение ранжированию
  • Холодный старт и гибридные системы
  • Контекстные рекомендательные системы
  • Обучение на последовательностях действий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Выдаётся после лекции №3. Студенту предлагается построить индивидуальные контентные модели для пользователей на основе признаков объектов и истории взаимодействий. Требуется реализовать базовый алгоритм, провести серию улучшений и сравнить результаты с простыми бейзлайнами.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Выдаётся после лекции №6. Требуется реализовать альтернативный рекомендательный алгоритм на основе, item-based KNN и сравнить его с базовыми моделями.
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    Выдаётся после лекции №8. Студенту предлагается реализовать эффективную версию взвешенной матричной факторизации для задачи теплого старта.
  • неблокирующий Домашнее задание 4
    Выдаётся после лекции №11 Настройка и обучение гибридной рекомендательной модели в контексте холодного старта.
  • неблокирующий Kaggle-соревнование
    Студенты участвуют в онлайн-соревновании, доступ к которому открывается после лекции №3. Оценка зависит от позиции на публичном лидерборде (по заранее объявленным уровням) и может быть дополнена бонусными баллами за результат на приватном лидерборде.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Проводится в письменном виде в аудитории после лекции №11. Содержит 7 задач по темам лекций 2–11. Разрешено пользоваться печатными материалами. Длительность 40 мин.
  • неблокирующий Командный проект
    Выполняется в группах по 2–5 человек. Студенты могут предложить собственную тему, требующую одобрения. Проект должен включать реализацию рекомендательной модели, исследование или разработку приложения. При выдающем результате может заменить одно ДЗ и Kaggle.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    Итог = Округление(0.25 × ДЗ + 0.25 × Kaggle + 0.25 × КР + 0.25 × Проект) где: ДЗ — средняя оценка за два домашних задания Kaggle — оценка за участие в соревновании КР — оценка за контрольную работу Проект — оценка за командный проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Фальк, К. Рекомендательные системы на практике : руководство / К. Фальк , перевод с английского Д. М. Павлова. — Москва : ДМК Пресс, 2020. — 448 с. — ISBN 978-5-97060-774-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179458 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Manouselis, N., Drachsler, H., Verbert, K., Duval, E. Recommender Systems for Learning. – Springer, 2013. – ЭБС Books 24x7.

Авторы

  • Кононова Елизавета Дмитриевна
  • Фролов Евгений Петрович