• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Лидерство и управление командой

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Лидерство – ключевой фактор успеха в современном мире бизнеса. В условиях динамично меняющейся бизнес-среды, цифровизации и глобальной конкуренции эффективное лидерство и управление командой становятся критически важными компетенциями для руководителей любого уровня. Деловой мир ожидают масштабные вызовы – цифровая трансформация, смена поколений работников, неопределенность рынков. Чтобы успешно пройти через эти перемены, нужны лидеры нового типа – компетентные, этичные, гибкие, аутентичные, способные раскрывать потенциал своей команды. Великие руководители единогласно подчеркивают огромную роль развития лидеров. Как отметил гуру менеджмента Джон К. Максвелл: «Самый мощный способ повлиять на организацию — сосредоточиться на развитии лидерства. Потенциал организации практически безграничен, если она набирает хороших людей, растит их как лидеров и непрерывно развивает» Данный курс направлен на глубокое изучение теорий и практик лидерства, а также на развитие ключевых управленческих навыков, необходимых для успешного руководства людьми в современном мире. Программа сочетает академические знания с реальными кейсами, исследованиями и практиками, что позволяет участникам сразу применять полученные навыки в профессиональной деятельности. Курс основан на сравнительном анализе подходов к лидерству в управлении людьми в разных странах и отраслях, тематических исследованиях ведущих экспертов, предпринимателей и ученых со всего мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать необходимые навыки и компетенции, на основе которых студенты получат возможность увидеть целостный подход и системное понимание современных концепций лидерства и управления командой
  • Обратить внимание студентов на проблемы и вызовы современного лидерства (включая токсичное лидерство)
  • Дать представление о практических навыках эффективного управления, коммуникации и мотивации команд в организации
  • Научить анализировать командную динамику и принимать управленческие решения в условиях неопределенности
  • Отработать инструменты лидера для разрешения конфликтов, делегирования и создания вовлекающей рабочей среды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Уметь проанализировать динамику и эволюцию представлений о лидерах и лидерстве (от традиционных до современных подходов).
  • • Быть способным перечислить методы формирования и развития команд (включая виртуальные и кросс-культурные
  • • Способен описать команду как социальную систему и перечислить инструменты создания команды. На основе модели GAIN разобраться от чего зависит эффективность команд
  • • Понимает свой аутентичный стиль лидерства, основанный на сильных сторонах. Моделировать свои сильные стороны как лидера в действии
  • • Быть способным на практике использовать новые стратегии, инструменты и методы для внедрения принципов образцового лидерства
  • • Анализирует ключевые пороки команды. Использовать эмоциональный интеллект и сильные стороны для управления командной динамикой
  • • Умеет на практике использовать новые стратегии, инструменты и методы для внедрения принципов образцового лидерства.
  • • Различает ключевые отличия коучингового стиля в управлении командой. Перечислить ключевые компетенции лидера-коуча. Привести примеры основных практик и инструментов развития коучингового мышления современного лидера.
  • • Умеет анализировать исследования и привести примеры практик построение бренда лидера и лидерской коммуникации
  • Быть способным перечислить методы формирования и развития команд (включая виртуальные и кросс-культурные
  • Уметь проанализировать динамику и эволюцию представлений о лидерах и лидерстве (от традиционных до современных подходов).
  • Понимает свой аутентичный стиль лидерства, основанный на сильных сторонах. Моделировать свои сильные стороны как лидера в действии
  • Способен описать команду как социальную систему и перечислить инструменты создания команды. На основе модели GAIN разобраться от чего зависит эффективность команд
  • Умеет анализировать исследования и привести примеры практик построение бренда лидера и лидерской коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблемы, вызовы и парадоксы современного лидерства
  • Роль лидера в формировании команд
  • Лидерство, основанное на сильных сторонах
  • Лидер-коуч.
  • Развитие индивидуально стиля лидерства в управлении командами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    На каждом семинаре студент получает от 0 до 3 бал- лов в зависимости от своей активности и участии в обсуждении. 0 баллов – отсутствие на семинаре 1 балл – слабая активность на семинаре, вопросы не по теме лекции 2 балла – умеренно актив- ное участие в семинаре (участие в обсуждениях, вопросы по те- ме, демонстрация знания материла лекций) 3 балла – активное участие в семинаре с пользой для всей группы (активное участие в обсуждениях, вопросы по теме лекции, которые были полезны всей группе, демонстрация глубокого знания материала лекций и литературы)
  • неблокирующий Активность на семинаре -тест
    5 коротких контрольных опросов (онлайн) на основе материалов предыдущей лекции и рекомендованной литературы по изучаемой теме (основной список). Длительность те- ста 10 минут. Тесты включают в себя закрытые вопросы с множественными ответами трех уровней сложности: • уровень A (5 вопросов, вес 1): непосредственное воспроизведение основных определений, моделей, концепций и выводов (содержание в со- ответствии со слайдами лекций). • Уровень В (4 вопроса, вес 2): умение оперировать содержанием лекции, сравнивать и анализировать лекционный материал. • Уровень C (1 вопрос, вес 3): понимание практического использования определений, моделей, концепций и выводов.
  • неблокирующий Групповой проект
    Презентация минигрупп (5-6 чел.) на одну тему с практическим заданием, предложенную студентам. Результаты проекта оформляются в виде презентации в формате Power Point. Группа представляет презентацию офлайн в форме доклада. В ходе презентации оценивается комплекс навыков, полученных по итогам курса: раскрытие темы, четкость и наглядность представления материалов на слайдах, навыки презентации, деловой этикет
  • блокирующий Экзамен
    Итоговый письменный экзамен (офлайн) проводится на платформе StartExam. Включает 40 вопросов (с выбором одного правильного варианта ответа, нескольких правильных вариантов ответа, с оценкой на соответствие «верно/не верно»). Правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Вопросы с несколькими правильными вариан- тами ответа оцениваются в 0 баллов, если выбраны не все пра- вильные варианты ответа. Общий балл экзамена конвертирует- ся в стандартную 10-балльную шкалу согласно нормировочной таблице (опубликована в материалах для студентов). Экзамен включают в себя закрытые вопросы с множественными ответа- ми трех уровней сложности (Вопросы аналогичны вопросам тестов на семинарах): • уровень A (50% вопросов, вес 1): непосредственное воспроизведение основных определений, моделей, концепций и выводов (содержание в соответствии со слайдами лекций). • Уровень В (40% вопросов, вес 2): умение оперировать со- держанием лекции, сравнивать и анализировать лекционный материал. • Уровень C (10% вопросов, вес 3): понимание практического использования определений, моделей, концепций и выводов. Длительность экзамена 40 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.24 * Активность на семинарах + 0.12 * Активность на семинаре -тест + 0.24 * Групповой проект + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 20227 - Эффективная удалённая команда. Часть 1. Как собрать - Р.Игошин - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/video/20227 - Alpina
  • 20228 - Эффективная удалённая команда. Часть 2. Как обучать и управлять - Р.Игошин - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/video/20228 - Alpina
  • 20229 - Эффективная удалённая команда. Часть 3. Как управлять направлением - Р.Игошин - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/video/20229 - Alpina

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 19611 - Команда А: Модель обучения и мотивации для профессионального роста ваших сотрудников - У. Джонсон - Альпина Паблишер - 9785961430820 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19611 - Alpina

Авторы

  • Клыгина Ирина Юрьевна
  • Джедда Марина Александровна