• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Деловые коммуникации

Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В условиях современного динамичного и неопределенного мира эффективная коммуникация представляет собой один из ключевых навыков, требующих целенаправленного развития. Способ передачи идей, эмоций, инструкций и мыслей имеет критическое значение для достижения успеха. Коммуникация является как деятельностью, так и искусством, основывающимся на обширных знаниях из различных областей. Курс «Деловые коммуникации» направлен на ознакомление участников с навыками и практиками, необходимыми для разработки и реализации коммуникационной стратегии как для собственного бизнеса, так и для бизнеса клиентов или заинтересованных сторон. В рамках программы будут рассмотрены методы письменной и устной коммуникации. Участники получат практический опыт в основах делового письма, включая составление меморандумов, электронных писем и деловых писем, а также изучат техники убеждения и вовлеченности в этих форматах. Дополнительно курс охватит аспекты устных презентаций и интервью. Теоретическая часть программы включает ключевые концепции, рамки и теории, применение которых в сочетании с практическими заданиями будет способствовать развитию коммуникативных навыков и компетенций студентов. Данный курс предоставляет всестороннее понимание значимости коммуникации в бизнесе и ее влияния на процессы принятия решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с широким спектром современных подходов и инструментов, необходимых для эффективного взаимодействия в бизнес-среде. Дать понимание различных видов, форм и каналов делового общения, передать практические навыки решения сложных и конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе переговоров, командной работы, кросс-культурной коммуникации. Ознакомить студентов с рекомендациями по формированию и развитию собственного стиля презентаций и переговоров.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Понимает масштаб процесса бизнес-коммуникаций и его основные элементы. 2. Знает различные модели коммуникации и понимает, как устроен процесс коммуникации. 3. Понимает роль эффективных коммуникаций в бизнесе. 4. Различает коммуникационные барьеры и преодолевает их с использованием различных техник.
  • 1. Использует вербальные и невербальные стратегии для установления доверия и улучшения взаимодействия в бизнес-среде, включая технологии активного слушания и способы создания позитивного первого впечатления. 2.Идентифицирует и интерпретирует невербальные сигналы, такие как мимика, жесты, язык тела, осознает их влияние на восприятие и установление контакта 3.Владеет стратегиями для формирования и поддержания имиджа в бизнес среде , включая этические подходы к взаимодействию
  • 1. Формулирует четкие и убедительные сообщения в письменной и устной форме, адаптирет стиль под партнера 2. Владеет приемами и техниками делового письма, знает структуру, следует правилам организации делового сообщения 3. Знает этикет телефонного общения, онлайн переговоров 4. Знает виды и характеристики очных мероприятий. Умеет проводить индивидуальные и групповые встречи, структурирует обсуждения и фиксирует результаты и договоренности.
  • 1. Знает этапы и методы подготовки презентаций и публичных выступлений. 2. Владеет приемами установления контакта и удержания внимания аудитории. Использует метод Сторителлинга. 3. Структурирует содержание и выступление в соответствии с задачей и целевой аудиторией. 4. Использует разнообразные методы визуализации 5. Умеет выступать. индивидуально и в команде
  • 1. Знает и объясняет Роль коммуникации в команде. 2. Знает и демонстрирует эффективные стратегии командного взаимодействия. 3. Демонстрирует техники распознавания и рещения конфликтов в группе. 4. Знает важность обратной связи для развития сотрудников и организаций. Применяет методы дачи и получения обратной связи. 5. Проводит Фактчекинг для исключения дезинформации в коммуникациях
  • 1. Знает принципы Индивидуального и группового принятия решений, особенности группового мышления. Управляет Групповой поляризацией. 2. Фасилитирует групповые процессы. 3. Знает принципы и шаги построения Коммуникационной стратегии. Знает Ключевые составляющие коммуникационной стратегии. 4. Знает принципы Стратегии и тактики командной коммуникации, подходы к определению целевой аудитории. Работает с фокус-группами. Знает особенности роли посланников коммуникаций.
  • 1. Проводит подготовку к переговорам, включая исследование и сбор информации. 2. Умеет определять цели и интересы сторон. 3. Знает этапы Переговорного процесса, использует перегворные техники и стратегии 4. Понимает особенности Переговоров в кросс-культурной среде.
  • 1. Понимает роль и влияние культуры на коммуникацию. 2. Знает и применяет Модели Г. Хофстеде, Р. Льюиса, Э. Холла, Э. Мейер для осуществления эффективной деловой коммуникации в команде, в переговорном процессе. 3. Знает особенности невербальной коммуникации в разных культурах. 4. Знает основные правила протокола и международного делового этикета.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в бизнес-коммуникации. Основы делового общения
  • 2. Бизнес-коммуникации как инструмент влияния.
  • 3. Письменное и устное деловое общение.
  • 4. Искусство публичных выступлений. Навыки презентации.
  • 5. Коммуникации в команде. Решение конфликтов. Обратная связь в деловой среде
  • 6. Коммуникация при принятии решений. Коммуникационная стратегия
  • 7. Переговорный процесс в деловом общении.
  • 8. Кросс-культурная коммуникация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1. Активность на семинаре
    На каждом семинаре студент получает от 0 до 3 баллов в зависимости от его активности и участия в дискуссии. 0 баллов – отсутствие или пассивное участие в семинаре 1 балл – слабая активность на семинаре, вопросы, не относящиеся к теме лекции 2 балла – умеренно активное участие в семинаре (участие в дискуссиях, вопросы по теме, демонстрация знания лекционного материала) 3 балла – активное участие в семинаре с пользой для всей группы (активное участие в дискуссиях, вопросы по теме лекции, которые были полезны для всей группы, демонстрация глубокого знания материала лекций и литературы).
  • неблокирующий 2. Активность на семинаре_Тест
    9 коротких контрольных опросов (онлайн) на основе материалов предыдущей лекции и рекомендуемой литературы (основной список). Продолжительность теста составляет 10 минут. Тесты включают в себя закрытые вопросы с несколькими вариантами ответов трех уровней сложности: • уровень А (5 вопросов, вес 1): прямое воспроизведение основного определения, модели, концепции и выводы (содержание которых соответствует слайдам лекции). • Уровень В (4 вопроса, вес 2): умение оперировать содержанием лекции, сопоставлять и анализировать лекционный материал. • Уровень C (1 вопрос, вес 3): понимание практического использования определений, моделей, концепций и выводов.
  • неблокирующий 3. Групповой проект
    Выступление мини-групп (5-6 человек) по одной из тем, предлагаемых студентам. Результаты проекта оформляются в виде презентации в формате Power Point. Группа представляет презентацию в офлайн-формате в виде доклада. В ходе презентации оценивается набор навыков, приобретенных по окончании курса: раскрытие темы, ясность и ясность изложения материалов на слайдах, навыки презентации, деловой этикет. Оценка выставляется по 10-балльной шкале на группу, все участники группы получают одинаковую оценку.
  • блокирующий 4. Экзамен_Тест
    Итоговый письменный экзамен (онлайн). Включает 40 вопросов (с выбором одного правильного варианта ответа, несколько правильных вариантов ответа, с оценкой соответствия "верно/неверно", открытые вопросы). Правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Вопросы с несколькими правильными вариантами ответов оцениваются в 0 баллов, если выбраны не все правильные варианты ответов. Общий балл экзамена преобразует: по стандартной 10-балльной шкале в соответствии с нормировочной таблицей (публикуется в материалах для студентов). Экзамен включает закрытые вопросы с несколькими вариантами ответов трех уровней сложности и открытые вопросы • Уровень А (50% вопросов, вес 1): прямое воспроизведение основных определений, моделей, концепций и выводов (содержание в соответствии со слайдами лекций, рекомендуемой литературы из основного списка) • Уровень B (40% вопросов, вес 2): умение оперировать содержанием лекции, сопоставлять и анализировать лекционный материал • Уровень C (10% вопросов, вес 3): понимание практического использование определений, моделей, понятий и методов. Продолжительность экзамена составляет 40 минут
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.24 * 1. Активность на семинаре + 0.12 * 2. Активность на семинаре_Тест + 0.24 * 3. Групповой проект + 0.4 * 4. Экзамен_Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловое письмо : учебно-справочное пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. - 13-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 161 с. - ISBN 978-5-394-05357-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082502
  • Дзялошинский, И. М.  Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для вузов / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18986-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/555623 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология влияния. 5-е изд . - 978-5-4461-9459-9 - Чалдини Р. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/377298 - 377298 - iBOOKS
  • Хитрин, С. И. Менеджмент. Управление человеческими ресурсами. Управление конфликтами и деловые переговоры : словарь / С. И. Хитрин, И. Ю. Хитрина. — Санкт-Петербург : СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2021. — 55 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/279635 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Джедда Марина Александровна
  • Клыгина Ирина Юрьевна