• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Лаборатория инноваций: психология мотивации, лидерства и культуры в цифровых организациях

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-обоснованный курс, на котором студенты осваивают и сразу учатся внедрять психологические принципы управления в инновационных организациях в условиях цифровизации и социальных изменений. Студенты научатся применять проверенные психологические методы для повышения мотивации сотрудников, освоят современные гибкие стили лидерства, а также научатся создавать и поддерживать инновационную культуру в организации, обеспечивая баланс между динамикой развития и психологической безопасностью. Курс предлагает готовый набор научно-обоснованных стратегий и конкретные инструменты для создания эффективной, инновационной, устойчивой, технологической организации будущего.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – дать студентам глубокое понимание современного организационного поведения, меняющегося в обществе на фоне стремительного развития технологий и цифровой трансформации экономики. Студенты расширят свои знания о концепциях, моделях, теориях и результатах исследований, которые являются центральными для изучения организационной психологии, организационных изменений, инноваций и лидерства с психологической точки зрения. Курс нацелен на формирование целостного, междисциплинарного взгляда на то, как психологические принципы, технологический контекст и бизнес-стратегии взаимодействуют друг с другом в современных цифровых организациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • сравнивать и применять различные организационные структуры для обеспечения желаемого организационного поведения сотрудников
  • анализировать и использовать основные теории социальной власти для оценки организационного поведения и лидерства
  • анализировать и обучать современным стилям лидерства в динамичной рабочей среде 21 века, действуя последовательно, этично и социально ответственно
  • использовать концепции, модели и методы современной организационной психологии для развития собственных лидерских и управленческих навыков в цифровой организации
  • понимать и внедрять основные теоретические подходы, практические вопросы, концепции организационной психологии в цифровой организации
  • создавать системы мотивации сотрудников в разных сложных организационных контекстах
  • критически осмысливать и применять основные теории мотивации в цифровых организациях
  • уметь использовать конкретные концепции, модели и методы процесса принятия решений для решения сложных проблем в цифровой организации
  • формировать подходящую организационную культуру, основанную на ценностях, для желаемого организационного поведения сотрудников
  • использовать концепции, модели и методы современной организационной психологии для развития собственных лидерских и управленческих навыков в сложном организационном контексте
  • планировать и реализовывать командные практические и исследовательские проекты в цифровой организации с распределением ролей в команде и учетом групповой динамики
  • критически осмысливать теоретические подходы и анализировать их применение для достижения эффективных организационных изменений при внедрении инноваций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в современную организационную психологию.
  • Мотивация. Современные теории и инструменты для развития внутренней мотивации в цифровой организации.
  • Процесс принятия решений в современной организации
  • Организационная структура VS Организационная культура
  • Команды в современной организации.
  • Организация как экосистема инноваций
  • Лидерство в цифровой организации: современные стили руководства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях, подготовленность и посещаемость
    Работа на лекциях и семинарах и домашние задания
  • неблокирующий Домашнее задание №1. Индивидуальная работа
    Каждый студент готовит индивидуальную презентацию - кейс. Темы индвидуальных проектов-кейсов разрабатываются студентами индивидуально, утверждаются преподавателем и затрагивают организационные вопросы или проблемы современных цифровых организаций со ссылками на психологические и междисциплинарные теории.
  • неблокирующий Домашнее задание №2. Групповая презентация творческого проекта в рамках Недели оригинальности
    В рамках Недели оригинальности студенты будут исследовать и разрабатывать инновационные подходы к решению современных проблем в области организационной психологии. Участники должны выбрать тему, которая требует творческого переосмысления, и представить свой проект, используя нестандартные методы и практики, где время посвящается генерации новых идей и адаптации неожиданных концепций.
  • неблокирующий Тест
    Итоговый экзамен проводится в форме теста в конце 2 модуля после окончания лекционного материала. Студентам даются 11 вопросов закрытого и открытого типов. Использование материалов во время теста не разрешается. При оценке результатов итогового экзамена будет использоваться 10-балльная шкала. В случае списывания или применения ИИ инструмантов генерации текста студент получит 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.262 * Активность на занятиях, подготовленность и посещаемость + 0.225 * Домашнее задание №1. Индивидуальная работа + 0.263 * Домашнее задание №2. Групповая презентация творческого проекта в рамках Недели оригинальности + 0.25 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 20078 - Ваш источник мотивации: Как захотеть сделать то, что нужно - С.Фаулер - Альпина Паблишер - 9785961434385 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/20078 - Alpina
  • 9781422196588 - Christensen, Clayton M.; Raynor, Michael E. - The Innovator's Solution : Creating and Sustaining Successful Growth - 2013 - Harvard Business Review Press - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=675243 - nlebk - 675243
  • 9781476784878 - Schwartz, Barry - Why We Work - 2015 - Simon & Schuster - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1970298 - nlebk - 1970298
  • Burton, R. M. (2008). Designing Organizations : 21st Century Approaches. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=254953
  • Chiocchio F., Kelloway E.K., Hobbs B. The Psychology and Management of Project Teams: An Interdisciplinary Perspective, 2015. Oxford Scholarship Online (available: HSE Electronic Resources / Oxford Scholarship online).DOI:10.1093/acprof:oso/9780199861378.001.0001
  • Evans, N. D. (2017). Mastering digital business: How powerful combinations of disruptive tech-nologies are enabling the next wave of digital transformation. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2137/toc.aspx?bookid=123228
  • Everett M. Rogers. (2010). Diffusion of Innovations, 4th Edition. [N.p.]: Free Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1976305
  • Fuller, C. P. (2015). Organizational Culture : Leadership Strategies, Outcomes and Effectiveness. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020592
  • Gerard J. Puccio, John F. Cabra, & Nathan Schwagler. (2017). Organizational Creativity : A Practical Guide for Innovators & Entrepreneurs. Thousand Oaks: SAGE Publications, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2274117
  • Kahneman, D., Griffin, D. W., & Gilovich, T. (2002). Heuristics and Biases : The Psychology of Intuitive Judgement. Cambridge, U.K.: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510941
  • KAHNEMAN, D., ROSENFIELD, A. M., GANDHI, L., & BLASER, T. (2016). NOISE: How to Overcome the High, Hidden Cost of Inconsistent Decision Making. (cover story). Harvard Business Review, 94(10), 38–46.
  • Keltner, D. (2016). The Power Paradox : How We Gain and Lose Influence. New York, NY: Penguin Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1130467
  • LIDEN, R. C., WAYNE, S. J., CHENWEI LIAO, & MEUSER, J. D. (2014). Servant Leadership and Serving Culture: Influence on Individual and Unit Performance. Academy of Management Journal, 57(5), 1434–1452. https://doi.org/10.5465/amj.2013.0034
  • Nydegger, R., & Nydegger, L. (2010). Challenges In Managing Virtual Teams. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A0D434F7
  • Reiter-Palmon R. Team Creativity and Innovation, 2017. Oxford Scholarship Online (available: HSE Electronic Resources / Oxford Scholarship online).DOI:10.1093/oso/9780190222093.001.0001
  • Richard M. Ryan, & Edward L. Deci. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E5231F3
  • Schein, E. H. . V. (DE-588)128643641, (DE-576)162894120, aut. (2017). Organizational culture and leadership / Edgar H. Schein ; with Peter Schein. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.482511966
  • Schwartz, B. (2007). The Paradox of Choice : Why More Is Less. HarperCollins.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Burton, R. M. (2006). Organization Design : The Evolving State-of-the-Art. New York, NY: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=170761
  • Christensen, C. M. (2016). The Innovator’s Dilemma : When New Technologies Cause Great Firms to Fail (Vol. [Third edition?]). Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1917647
  • Drenth, P. J. D., Thierry, H., & Wolff, C. J. de. (2017). A Handbook of Work and Organizational Psychology : Volume 1: Introduction to Work and Organizational Psychology (Vol. Second edition). Abingdon, Oxon: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1920019
  • Hofstede, G.J. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures / Gert Jan Hofstede, Paul B. Pedersen, Geert H. Hofstede. – Yarmouth: Intercultural Press Inc, 2002. – 234 p. – ISBN 9781877864902. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=6723
  • Kahneman, D., & Tversky, A. (1979). Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk. Econometrica, (2), 263. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ecm.emetrp.v47y1979i2p263.91
  • Ogulnick, S. (2015). Leadership : Power and Consequences. New York: Morgan James Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=957383
  • Дэниел Гоулман - Эмоциональный интеллект - 9785001462118 - МИФ - 2021 - https://hse.miflib.ru/#/book/5577 - 5577
  • Организационная культура и лидерство. 4-е изд. - 978-5-459-01127-2 - Шейн Э. Г. - 2012 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/28362 - 28362 - iBOOKS
  • Фаулер, С. Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников: Учебное пособие / Фаулер С. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 201 с.: ISBN 978-5-9614-5034-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/916109

Авторы

  • Абрамова Ольга Александровна