2025/2026





Качество жизни человека как новый приоритет развития общества
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Базовая кафедра Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН
Где читается:
Факультет биологии и биотехнологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Рыскина Елена Анатольевна
Язык:
русский
Контактные часы:
58
Программа дисциплины
Аннотация
Тема «качества жизни» в современном обществе становится одной из доминирующих и привлекает неизменное внимание как учёных таких научных направлений как биохимия, молекулярная биология, биоэлементология и психологии, так и представителей различных медицинских профессий. Качество жизни - междисциплинарное понятие, характеризующее эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, уровень интеллектуального, культурного и физического развития, а также степень обеспечения безопасности жизни. На курсе мы будем рассматривать качество жизни, как интегральную характеристику физического, психологического и эмоционального здоровья человека. В результате освоения дисциплины студенты будут знать основные показатели, по которым анализируется качество жизни, различные методы оценки качества жизни, в том числе качество питания, сна, отдыха и узнают, как умственный и эмоциональный интеллект влияют на качество жизни.
Цель освоения дисциплины
- формирование основополагающих знаний о научно-теоретических основах управления качеством жизни.
Планируемые результаты обучения
- В результате успешного освоения дисциплины студент будет описывать общий механизм правильного питания как фактора здорового образа жизни, биологической потребности организма в достаточной двигательной активности, будет иметь представление о медико-социальных и психофизических аспектах долголетия,
- В результате успешного освоения темы студент будет различать основные концепции качества жизни, объективные и субъективные компоненты качества жизни.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать объективные и субъективные компоненты качества жизни и объяснять влияние различных факторов на эти компоненты.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять вызовы, стоящие перед современным здравоохранением, которые диктуют необходимость создания принципиально новой модели организации медицинской помощи - 4П-медицины.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать и объяснять концепцию здорового образа жизни и основные принципы реализации этой концепции.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать и объяснять систему и принципы сбалансированного питания.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать и объяснять, что такое незаменимые факторы питания и как формируется сбалансированный рацион питания.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять какие психологические факторы оказывают влияние на качество жизни.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять как IQ и EQ влияют на качество жизни.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять, как работают нейронные связи, что такое нейропластичность и как знание когнитивной нейробиологии помогут повысить качество своей жизни.
- Как биологические часы влияют на то, как мы спим, расходуем энергию и перевариваем пищу. Эпигенетика – наука, которая объясняет как факторы образа жизни и окружающей среды влияют на активность генов без изменения самой ДНК, что напрямую связано с качеством жизни и риском развития заболеваний.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять сущность и принципы различных стратегий повышения качества жизни.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять влияние окружающая среда на качество жизни и связь устойчивого развития с качеством жизни.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать направления повышения качества жизни в разных странах.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать ключевые глобальные проблемы современного мира, влияющие на качество жизни. и направления международного сотрудничества в этой области.
Содержание учебной дисциплины
- Концепция "Качество жизни"
- Аспекты качества жизни: объективные и субъективные.
- Методы и индикаторы измерения качества жизни
- Качество жизни как проблема в здравоохранении: современные тенденции
- Здоровый образа жизни - путь к повышению качества жизни
- Основы сбалансированного питания
- Незаменимые факторы питания и рацион питания
- Психологические аспекты качества жизни
- IQ и EQ: что это и как влияют на качество жизни
- Наука нейробиология и качество жизни
- Циркадные ритмы человека и современный стиль жизни. Эпигенетика – включение и выключение генов.
- Стратегии повышения качества жизни
- Качество жизни: экологический аспект
- Глобальные проблемы современного мира, влияющие на качество жизни
- Качество жизни в разных странах, тренды и прогнозы
Элементы контроля
- «Как объективные и субъективные показатели качество жизни влияют на повседневную жизнь».
- «Какой бы Вы использовали индекс или индикатор для оценки качества жизни»
- Тест 1
- «Здоровый образ жизни: миф или реальность»
- Сбалансированный рацион питания на 1 день
- «Как IQ и EQ повлияло на качество жизни выбранного героя».
- Стратегия повышения качества вашей жизни
- Тест 2
- «Создать тест по теме «Нейробиология. Эпигенетика».
- Тест 3
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.05 * «Здоровый образ жизни: миф или реальность» + 0.05 * «Как IQ и EQ повлияло на качество жизни выбранного героя». + 0.05 * «Как объективные и субъективные показатели качество жизни влияют на повседневную жизнь». + 0.1 * «Какой бы Вы использовали индекс или индикатор для оценки качества жизни» + 0.05 * «Создать тест по теме «Нейробиология. Эпигенетика». + 0.05 * Сбалансированный рацион питания на 1 день + 0.1 * Стратегия повышения качества вашей жизни + 0.05 * Тест 1 + 0.05 * Тест 2 + 0.05 * Тест 3 + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Всеобщая история. Т.6: Современность и глобальные проблемы человечества, Васильев, Л. С., 2015
- Здоровье человека и качество жизни: проблемы и особенности управления, Дартау, Л. А., 2009
- Объективные и субъективные детерминанты качества жизни населения России и стран Европы : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.13, Волкова, М. И., 2018
- Преимущества EQ : эмоциональный интеллект и ваши успехи, Стейн, С. Дж., 2007
- Стукаленко, Е. А. Качество жизни и его измерение : учебное пособие / Е. А. Стукаленко, О. В. Воронкова. — Новосибирск : НГТУ, 2016. — 180 с. — ISBN 978-5-7782-2954-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118393 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Эпигенетика, , 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Экология в современном мире. Т. 1: Общая экология и экологические проблемы природопользования : учебник для студентов вузов, , 2022