• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

История России

Статус: Курс обязательный (Политология)
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Онлайн-часы: 44
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Орлов Игорь Борисович
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 120

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История России» для студентов неисторических направлений и специальностей НИУ ВШЭ нацелен на формирование общегражданской идентичности российского общества посредством развития исторического сознания и способности осмысливать диахронные и синхронные процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами историзма и основываясь на достижениях современной исторической науки и смежных гуманитарных дисциплин. Курс «История России» строится на сочетании линейно-хронологического и проблемного принципов, определяющихся основными этапами российской истории: Русь IX - первой трети XIII в., Русские земли с середины XIII до конца XV в., Российское (Московское) государство XVI–XVII вв., Российская империя, Советская эпоха, современная Российская Федерация. В рамках курса объектами рассмотрения с источниковой и историографической позиций станет опыт складывания российской государственности, а также социальные, экономические, культурные, этноконфессиональные и т.д. процессы, имевшие место на территории современной России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • сформировать способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма; • сформировать комплекс знаний об основных этапах и опыте складывания российской государственности; • сформировать представления о наиболее важных социальных, экономических, культурных, этноконфессиональных и т.д. процессах, имевшие место на территории современной России; • сформировать первичные навыки проблемного и контекстного анализа исторических источников и исследовательской литературы по основным периодам и проблемам истории России; • сформировать представление о роли России в мировой истории и культуре; • сформировать первичное представление о принципах и способах транслирования результатов собственного исследования в устной и письменной форме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • демонстрирует первичные навыки проблемного и контекстного анализа исторических источников и исследовательской литературы по основным периодам и проблемам истории России; • демонстрирует первичное представление о принципах и способах транслирования результатов собственного исследования в устной и письменной форме
  • называет, описывает и анализирует наиболее важные социальные, экономические, культурные, этноконфессиональные и т.д. процессы, имевшие место в древности на территории современной России; • называет, описывает и анализирует наиболее важные социальные, экономические, культурные, этноконфессиональные и т.д. процессы, имевшие место в процессе складывания, становления и развития российской государственности в IX - первой трети XIII в.
  • • демонстрирует способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма; • демонстрирует знание (называет и объясняет) об основных этапах и опыте складывания российской государственности
  • демонстрирует способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма; • демонстрирует знание (называет и объясняет) об основных этапах и опыте складывания российской государственности
  • демонстрирует способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма; • демонстрирует знание (называет и объясняет) об основных этапах и опыте складывания российской государственности
  • сформировать способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма; • сформировать комплекс знаний об основных этапах и опыте складывания российской государственности
  • демонстрирует способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма; • демонстрирует знание (называет и объясняет) об основных этапах и опыте складывания российской государственности;
  • сформировать комплекс знаний об основных этапах и опыте складывания российской государственности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие вопросы курса
  • Народы и государства на территории современной России в древности. Русь в IX —первой трети XIII в.
  • Русь в XIII–XV вв.
  • Россия в XVI–XVII вв.
  • Россия в XVIII в.
  • Российская империя в XIX —начале ХХ в.
  • Россия и СССР в советскую эпоху (1917–1991).
  • Современная Российская Федерация (1991–2025)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
    Семинарские занятия проводятся в виде дискуссий по поставленной теме/проблеме, в ходе которых студент должен продемонстрировать знание комплекса исторических источников и литературы, предложенных для обсуждения.
  • неблокирующий Экзамен
    Форма проведения – очная. Продолжительность – 60 минут. Тест включает 44 вопроса двух типов по всем разделам настоящей программы: 1) выбор одного правильного из множества; 32 вопроса, 2 балла за каждый вопрос; 2) на упорядочивание и соотнесение - 12 вопросов; 3 балла за каждый вопрос
  • неблокирующий Работа с СмартЛМС
    Студент выполняет 80% и более заданий по курсу "История России" в системе СмартЛМС
  • неблокирующий Проектная деятельность
    Описание: Цель проекта – изучение: 1) отдельных сюжетов, тем, периодов, событий, явлений и т.д. в истории России; 2) отраслевой и профильно-ориентированной истории в общем контексте отечественной истории. В междисциплинарном проекте студент/группа студентов репрезентирует и/или визуализирует результаты изучения исторических источников и исследовательской литературы по отдельной теме/проблеме истории России. Максимальный балл – 10; одинаковый балл выставляется всей группе студентов, участвовавшей в подготовке проекта. Продолжительность представления 1 проекта – от 20 до 40 минут.
  • блокирующий Экзамен
    Форма проведения – очная. Продолжительность – 60 минут. Тест включает 44 вопроса двух типов по всем разделам настоящей программы: 1) выбор одного правильного из множества; 32 вопроса, 2 балла за каждый вопрос; 2) на упорядочивание и соотнесение - 12 вопросов; 3 балла за каждый вопрос. При проведении экзамена в тестовом режиме используется прокторинг.
  • неблокирующий Семинарские занятия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.21 * Работа с СмартЛМС + 0.58 * Семинарские занятия + 0.21 * Экзамен
  • 2025/2026 4th module
    0.2 * Проектная деятельность + 0.15 * Работа с СмартЛМС + 0.5 * Семинарские занятия + 0.15 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • . 3: История России с древнейших времен, Соловьев, С.М., 2001
  • История России : Россия в средние века, Вернадский, Г. В., 1997
  • История России : традиция государственности, Исаев, И. А., 2023
  • История России : Учебник, , 2008
  • История России (IX - начало XXI в.) : учебник для вузов, Полторак, С. Н., 2010
  • История России с древнейших времен до 1861 года : учебник для вузов, Павленко, Н. И., 2011
  • История России, , 2001
  • История России, Нестеренко, Е.И., 2012
  • История России, Орлов, А. С., 2015
  • История СССР от Ленина до Горбачева, Вдовин, А. И., 2014
  • История СССР/РФ в контексте современного россиеведения : [учеб. пособие], Пивовар Е.И., 2015
  • Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика, Бокарев, Ю. П., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История России : Специальные курсы, Ключевский В.О., 2003
  • Источниковедение : учеб. пособие, Данилевский, И.Н., 2019

Авторы

  • Орлов Игорь Борисович