2025/2026





Социологические аспекты развития системы женского образования: от неформальных институтов до современности
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Воронкова Анастасия Игоревна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Система образования — неотъемлемый элемент развития любого социума. Начиная от неформальных институтов передачи знаний и до формирования профессиональных траекторий развития современных специалистов, образование изучалось как в социологии профессий и труда, так и в социальной антропологии, социологии молодежи, гендерных исследованиях. Материалы курса предлагают участникам рассмотреть систему женского образования с использованием таких социологических концептов, как баланс жизни и труда, фактор инклюзивного найма, профессиональная мобильность, медийная репрезентация дискурса женского карьерного успеха, социальные роли женщин, ценностные ориентации, гендерные контракты, семейная политика. Курс предлагает ознакомиться как с историческим бэкграундом развития женского образования, изменениями в экономике, которые повлекли за собой вовлечение женщин в профессиональные сферы деятельности, так и с исследованиями современной системы образования, различий в обучении женщин в регионах и столице. Участники курса узнают о деятельности социальных институтов, поддерживающих развитие как образовательных, так и профессиональных траекторий женщин, ознакомятся с эволюцией женского вопроса, изучат положение женщин в советской и постсоветской науке, проанализируют формы занятости женщин на рынке труда и перспективы карьерного роста.
Новизна и актуальность курса заключаются в комплексном подходе к изучению женского образования с привлечением различных социологических теорий и концепций.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - сформировать у студентов представление о социальных аспектах развития системы женского образования
Планируемые результаты обучения
- Иметь навыки интерпретации данных, полученных в ходе современных эмпирических исследований;
- Получить навыки подготовки письменных и презентационных материалов, содержащих результаты интерпретации социологической информации и теорий
- Знать основные понятия общей социологической теории и уметь применять релевантные понятия при анализе ситуаций социальной жизни
Содержание учебной дисциплины
- Истоки формирования женского образования, неформальные институты
- Появление и распространение официального образования для женщин, участие социума в формировании образовательных учреждений, раздельное обучение
- Образование в СССР, экономическая независимость женщин, гендерные контракты работающей матери
- Современные исследования образования
- Итоги. Финальный проект
Элементы контроля
- ДЗ по теме 1Подбор кейсов (разбор ситуаций) по материалам первого блока курса
- ДЗ по теме 2Разбор женского вопроса и гендерных контрактов по советским плакатам и фрагментам из фильмов
- ДЗ по теме 3
- ДЗ по теме 4
- Итоговое задание (проект)Итоговое задание по курсу
- Семинарская активность
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.15 * ДЗ по теме 1 + 0.15 * ДЗ по теме 2 + 0.1 * ДЗ по теме 3 + 0.1 * ДЗ по теме 4 + 0.3 * Итоговое задание (проект) + 0.2 * Семинарская активность
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- . 2: Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен, Модзалевский, Л.Н., 2000
- Грамотность в Древней Руси : по памятникам эпиграфики X - первой половины XIII века, Медынцева, А. А., 2000
- Женщины Древней Руси, Пушкарева, Н. Л., 1989
- Женщины и коммунизм, Курганов, И.А., 1968
- Одежда для Адама и Евы : очерки гендерных исследований, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2001
- Очерки по истории русской культуры. Т.1: ., Милюков, П. Н., 2010
- Очерки по истории русской культуры. Т.2: ., Милюков, П. Н., 2010
- Повседневные практики и процессы институциональной трансформации в России, Айвазова, С. Г., 2002
- Российские выборы: гендерное прочтение, Айвазова, С. Г., 2008
- Сила слабых : женщины в истории России (XI - XIX), Кайдаш, С. Н., 1989
- Социокультурный анализ нетипичности, Ярская-Смирнова, Е. Р., 1997
- Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница, Пушкарева, Н. Л., 2011
- Частная жизнь русской женщины XVIII века, Пушкарева, Н., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- 12 лекций по гендерной социологии : учеб. пособие, Здравомыслова, Е. А., 2015
- Биографический метод в социологии, Рождественская, Е. Ю., 2012
- Домострой, , 2007
- История педагогики и образования : учебник для бакалавров, Пискунов, А. И., 2013
- Социальная антропология : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2004