• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Социологические аспекты развития системы женского образования: от неформальных институтов до современности

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Система образования — неотъемлемый элемент развития любого социума. Начиная от неформальных институтов передачи знаний и до формирования профессиональных траекторий развития современных специалистов, образование изучалось как в социологии профессий и труда, так и в социальной антропологии, социологии молодежи, гендерных исследованиях. Материалы курса предлагают участникам рассмотреть систему женского образования с использованием таких социологических концептов, как баланс жизни и труда, фактор инклюзивного найма, профессиональная мобильность, медийная репрезентация дискурса женского карьерного успеха, социальные роли женщин, ценностные ориентации, гендерные контракты, семейная политика. Курс предлагает ознакомиться как с историческим бэкграундом развития женского образования, изменениями в экономике, которые повлекли за собой вовлечение женщин в профессиональные сферы деятельности, так и с исследованиями современной системы образования, различий в обучении женщин в регионах и столице. Участники курса узнают о деятельности социальных институтов, поддерживающих развитие как образовательных, так и профессиональных траекторий женщин, ознакомятся с эволюцией женского вопроса, изучат положение женщин в советской и постсоветской науке, проанализируют формы занятости женщин на рынке труда и перспективы карьерного роста. Новизна и актуальность курса заключаются в комплексном подходе к изучению женского образования с привлечением различных социологических теорий и концепций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - сформировать у студентов представление о социальных аспектах развития системы женского образования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь навыки интерпретации данных, полученных в ходе современных эмпирических исследований;
  • Получить навыки подготовки письменных и презентационных материалов, содержащих результаты интерпретации социологической информации и теорий
  • Знать основные понятия общей социологической теории и уметь применять релевантные понятия при анализе ситуаций социальной жизни
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Истоки формирования женского образования, неформальные институты
  • Появление и распространение официального образования для женщин, участие социума в формировании образовательных учреждений, раздельное обучение
  • Образование в СССР, экономическая независимость женщин, гендерные контракты работающей матери
  • Современные исследования образования
  • Итоги. Финальный проект
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ДЗ по теме 1
    Подбор кейсов (разбор ситуаций) по материалам первого блока курса
  • неблокирующий ДЗ по теме 2
    Разбор женского вопроса и гендерных контрактов по советским плакатам и фрагментам из фильмов
  • неблокирующий ДЗ по теме 3
  • неблокирующий ДЗ по теме 4
  • неблокирующий Итоговое задание (проект)
    Итоговое задание по курсу
  • неблокирующий Семинарская активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.15 * ДЗ по теме 1 + 0.15 * ДЗ по теме 2 + 0.1 * ДЗ по теме 3 + 0.1 * ДЗ по теме 4 + 0.3 * Итоговое задание (проект) + 0.2 * Семинарская активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • . 2: Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен, Модзалевский, Л.Н., 2000
  • Грамотность в Древней Руси : по памятникам эпиграфики X - первой половины XIII века, Медынцева, А. А., 2000
  • Женщины Древней Руси, Пушкарева, Н. Л., 1989
  • Женщины и коммунизм, Курганов, И.А., 1968
  • Одежда для Адама и Евы : очерки гендерных исследований, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2001
  • Очерки по истории русской культуры. Т.1: ., Милюков, П. Н., 2010
  • Очерки по истории русской культуры. Т.2: ., Милюков, П. Н., 2010
  • Повседневные практики и процессы институциональной трансформации в России, Айвазова, С. Г., 2002
  • Российские выборы: гендерное прочтение, Айвазова, С. Г., 2008
  • Сила слабых : женщины в истории России (XI - XIX), Кайдаш, С. Н., 1989
  • Социокультурный анализ нетипичности, Ярская-Смирнова, Е. Р., 1997
  • Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница, Пушкарева, Н. Л., 2011
  • Частная жизнь русской женщины XVIII века, Пушкарева, Н., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 12 лекций по гендерной социологии : учеб. пособие, Здравомыслова, Е. А., 2015
  • Биографический метод в социологии, Рождественская, Е. Ю., 2012
  • Домострой, , 2007
  • История педагогики и образования : учебник для бакалавров, Пискунов, А. И., 2013
  • Социальная антропология : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2004

Авторы

  • Антонова Ксения Александровна
  • Десятова Мария Ивановна