• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Междисциплинарная экспертиза вкусоароматических стимулов: прикладной смысл, сенсорная этнография и практика

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Когда речь заходит о сенсорных исследованиях, неочевидно, насколько восприятие вкуса и аромата связано с философией, социальными и поведенческим науками и историографией. Этот курс — междисциплинарное погружение в мир изучения комплексных сенсорных стимулов: от химии винных соединений до социологии дегустационных практик. Мы разберём, как контекст, ожидания и язык формируют наше восприятие таких стимулов как, например, кофе, парфюмерия, вино, медицинская практика — что стоит за «нотами дуба» или «влажным асфальтом», к чему разговор о «теплой мокрой собаке», «цветущем каштане» и «попкорне»? Как исторические нарративы и колониальные традиции влияют на современные стандарты вкуса? Что собою представляют профессиональные системы дегустации и как ими пользоваться? Курс сочетает теорию (феноменологию восприятия, критический анализ дескрипторов) с практикой — от сенсорной этнографии, встречи с экспертами, до разбора конкретных прикладных сюжетов из мира гастрономии и маркетинга. Данный курс ориентирован на тех, кто хочет овладеть основой органолептической экспертизы, развить фундаментальный подход к пониманию того, как на самом деле устроены механизмы сенсорного анализа и получить прикладное знание по теме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование междисциплинарной экспертизы: дать студентам системное понимание того, как пересекаются сенсорные исследования, социология, философия и экономика в анализе вкусоароматических стимулов, и показать их значимость для гуманитарных и социальных наук.
  • Развитие навыков прикладного анализа: научить применять профессиональные системы сенсорной экспертизы (винные, кофейные, парфюмерные и др.) в прикладных исследованиях, маркетинге и культурных индустриях.
  • Подготовка к практической работе с индустрией: обеспечить студентов компетенциями, востребованными в гастрономической, маркетинговой, винодельческой и креативной сферах — от ресторанного бизнеса и брендинга до музейных и медийных практик.
  • Укрепление исследовательских компетенций: дать инструменты сенсорной этнографии, критического анализа дескрипторов и методологий поведенческих экспериментов, что позволит выпускникам проводить собственные исследования на стыке социальных и когнитивных наук.
  • Вклад в национальный контекст: сформировать у студентов знания о российской истории и современности виноградарства, виноделия и гастрономической культуры, а также показать, как эти знания согласуются с государственными стратегиями — от программ поддержки виноделия до культурной дипломатии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание феноменологии восприятия и базовых свойств восприятия комплексных вкусоароматических стимулов.
  • Описаны и выделены основные механизмы колониального влияния виноделия Старого света на индустрии Нового света.
  • Овладение навыков различия разных уровней экспертности в области дескрипции комплексных вкусоароматических стимулов.
  • Описаны основные актуальные на сегодняшний день мифологемы, влияющие на становление стереотипов.
  • Уметь объяснять и прогнозировать принципы развития комплексных вкусоароматических стимулов в ходе их химического создания.
  • Знание культурной эволюции развития вкусовых дескрипций.
  • Понимание ограничений существвющих дегустационных систем.
  • Понимание существовавших драйверов и барьеров развития индустрии в России.
  • Знание специфик винодельческий индсутрии в разных регионах России.
  • Умение определять культурный и экономический потенциал символических атрибутов вкусоароматических стимулов.
  • Понимание ограничений и специфик влияния анти-алкогольных кампаний на культурный и эконмоический ландшафт областей образцов поведения, связанных с дескрипцией комплексных вкусоароматических стимулов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема №1: Феноменология восприятии и проблема сложного сенсорного стимула
  • Тема №2: Химия соединений брожения и кислот и биология виноградных лоз: к истории создания вина, винных стилей, пива и других комплексных напитков.
  • Тема №3: Колониализм виноделия в категориях Новый и Старый свет
  • Тема №4: Историчность вкусовых дескрипторов: кожаные трусы и ананас
  • Тема №5: История виноделия и виноградарства в России
  • Тема №6: Критический анализ систем описания дескрипторов: чай, вино, кофе, парфюм, прикладная медицина
  • Тема №7: Виноградарская и винная этнография: личный опыт погружения (Москва, Санкт-Петербург, Кубань, Дон, Нижняя и Верхняя Волга)
  • Тема №8: Конвертация символического капитала через дегустационную практику: винные разговоры, разговоры о кофе, политики, бизнесмены, журналисты
  • Тема №9: Мифологемы и исторические «осадки» литературы: критический анализ романтизации вина
  • Тема №10: Интеллектуализм, анти-алкогольные кампании, алкоголь и вино: парадокс «невкусности» вина
  • Тема №11: Дескрипторы винных дегустаторов и «людей-с-улицы»: почему описания вин такие странные, несъедобные и не всегда аппетитные?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий In-class assignment
  • неблокирующий Activity
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.4 * Activity + 0.3 * Activity + 0.3 * In-class assignment
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алкогольная история России. Новейший период, Немцов, А.В., 2009
  • Бурдье, П. (2010). Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste ; Различение: социальная критика суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F560260F
  • Социальное пространство: поля и практики, Бурдье, П., 2005
  • Социология социального пространства : пер. с фр., Бурдье, П., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Merleau-Ponty, M., & Landes, D. A. (2012). Phenomenology of Perception. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=570475

Авторы

  • Иванов Данила Владимирович