Бакалавриат
2025/2026





История персидской литературы в постклассическую эпоху
Статус:
Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Когда читается:
3-й курс, 2-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Никитенко Евгения Леонидовна
Язык:
русский
Контактные часы:
88
Программа дисциплины
Аннотация
История персидской литературы насчитывает не одно тысячелетие. В первой части курса студенты получат представление о словесности иранцев в доисламскую эпоху: об Авесте, древнеперсидских клинописных надписях, о религиозной и светской пехлевийской литературе, познакомятся с основами зороастризма. Однако основное внимание в нашем курсе будет сосредоточено на развитии литературы в эпоху после арабо-мусульманского завоевания, то есть на классической персидской литературе (развивавшейся на территории современных Ирана, Афганистана, Средней Азии, Северной Индии, Пакистана, Турции) и литературе современного Ирана. Главную роль в мусульманский период развития персидской литературы, вплоть до начала ХХ в., играла поэзия. Мы рассмотрим вопрос влияния на неё доисламской и раннеисламской арабской поэзии, поговорим о роли поэта и поэзии в культуре Ирана и в его политической жизни, о книжной культуре и распространении образования, рассмотрим жанровый и тематический репертуар классической персидской литературы. Студенты познакомятся с основными дидактическими, эпическими и любовно-романическими поэмами, с панегирической и любовной поэзией и их ролью в культуре: развитием представлений о любви, власти, с заложенными в них морально-этическими ценностями. Студенты узнают, что некоторые произведения персидской литературы переписывались и на территории нашей страны ещё в начале ХХ в. Не останется в стороне и средневековая проза: трактаты по различным отраслям знаний, литература адаба, исторические хроники. Отдельно будет рассмотрена история становления и развития мусульманского мистицизма и суфийское литературное наследие. Студенты увидят, что наследие классической персидской литературы до сих пор не утратило своего значения в жизни иранцев: мы рассмотрим случаи использования классического наследия в качестве инструмента идеологической борьбы различными политическими силами в ХХ в.
Цель освоения дисциплины
- Cтудент должен знать основные этапы истории развития персидской литературы
- Главная цель курса – дать студентам систематические знания о литературе и культуре Ирана.
- Студент должен уметь ориентироваться в огромном массиве литературных текстов, созданных на персидском языке, и находить необходимую информацию о конкретном авторе или произведении в источниках, историях литературы и специализированных справочных пособиях
- Студент должен уметь читать, анализировать, переводить и комментировать исторические и литературные источники; представлять результаты своей работы в форме статей и докладов
- Студент должен быть знаком с важнейшими литературными памятниками позднеклассической эпохи и нового времени
Планируемые результаты обучения
- Знакомство с культурной жизнью Хорасана, Средней Азии и Ирана в эпоху Тимуридов, с основными особенностями стиля тимуридской поэзии, с жизнью и творчеством представителей её важнейшего центра – гератского литературного круга. Знакомство с шиитской религиозной поэзией и историко-панегирическими поэмами. Знакомство с важнейшими поэтическими антологиями (тазкире) XVI–XVII вв. как с одним из важнейших источников по истории литературы региона.
- Знакомство с основными сочинениями российских и европейских востоковедов и чиновников, побывавших в Персии в XIX в.
- Наличие общих представлений о главных произведениях среднеперсидской литературы и умение указать на их ключевые особенности
- Студенты интерпретируют текст Авесты в переводе
- Студенты получат представление о возрождении придворной литературы при первых Каджарах, познакомятся с продолжателями школы «Базгашт» (Саба, Нешат, Весал Ширази, Мирза Абу-л-Касим Фарахани); узнают о новых особенностях в языке и стиле при традиционном содержании и формах поэзии.
Содержание учебной дисциплины
- Литература XV–XVI вв.
- Литература XVIII–XIX вв.
- Изучение персидской литературы в России.
- Литература второй половины XVI–XVIII вв.
- Окололитературные жанры прозы: истории, хроники, «ученые» трактаты.
- Расцвет персоязычной литературы в мусульманской Индии XIII– XIV вв.
- Малые жанры эпоса: саки-наме, дах-фасл
Элементы контроля
- Работа на семинарах 2 модуль-
- Экзамен 2 модульЭкзамен проводится в два этапа, включает письменную и устную части.
- Семинары 3-4 модуль
- Экзамен 4 модульЭкзамен включает устную и письменную части, их вес в общей оценке - 1:1
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.4 * Работа на семинарах 2 модуль + 0.6 * Экзамен 2 модуль
- 2025/2026 4th module0.2 * Семинары 3-4 модуль + 0.2 * Семинары 3-4 модуль + 0.6 * Экзамен 4 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
- Necklace of the Pleiades : 24 Essays on Persian Literature, Culture and Religion, edited by Franklin Lewis, and Sunil Sharma, Leiden University Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3327176.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bruijn, J. T. P. de. (2009). General Introduction to Persian Literature : History of Persian Literature A, Vol I. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=806360