• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

История персидской литературы в постклассическую эпоху

Статус: Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Когда читается: 3-й курс, 2-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 88

Программа дисциплины

Аннотация

История персидской литературы насчитывает не одно тысячелетие. В первой части курса студенты получат представление о словесности иранцев в доисламскую эпоху: об Авесте, древнеперсидских клинописных надписях, о религиозной и светской пехлевийской литературе, познакомятся с основами зороастризма. Однако основное внимание в нашем курсе будет сосредоточено на развитии литературы в эпоху после арабо-мусульманского завоевания, то есть на классической персидской литературе (развивавшейся на территории современных Ирана, Афганистана, Средней Азии, Северной Индии, Пакистана, Турции) и литературе современного Ирана. Главную роль в мусульманский период развития персидской литературы, вплоть до начала ХХ в., играла поэзия. Мы рассмотрим вопрос влияния на неё доисламской и раннеисламской арабской поэзии, поговорим о роли поэта и поэзии в культуре Ирана и в его политической жизни, о книжной культуре и распространении образования, рассмотрим жанровый и тематический репертуар классической персидской литературы. Студенты познакомятся с основными дидактическими, эпическими и любовно-романическими поэмами, с панегирической и любовной поэзией и их ролью в культуре: развитием представлений о любви, власти, с заложенными в них морально-этическими ценностями. Студенты узнают, что некоторые произведения персидской литературы переписывались и на территории нашей страны ещё в начале ХХ в. Не останется в стороне и средневековая проза: трактаты по различным отраслям знаний, литература адаба, исторические хроники. Отдельно будет рассмотрена история становления и развития мусульманского мистицизма и суфийское литературное наследие. Студенты увидят, что наследие классической персидской литературы до сих пор не утратило своего значения в жизни иранцев: мы рассмотрим случаи использования классического наследия в качестве инструмента идеологической борьбы различными политическими силами в ХХ в.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Cтудент должен знать основные этапы истории развития персидской литературы
  • Главная цель курса – дать студентам систематические знания о литературе и культуре Ирана.
  • Студент должен уметь ориентироваться в огромном массиве литературных текстов, созданных на персидском языке, и находить необходимую информацию о конкретном авторе или произведении в источниках, историях литературы и специализированных справочных пособиях
  • Студент должен уметь читать, анализировать, переводить и комментировать исторические и литературные источники; представлять результаты своей работы в форме статей и докладов
  • Студент должен быть знаком с важнейшими литературными памятниками позднеклассической эпохи и нового времени
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с культурной жизнью Хорасана, Средней Азии и Ирана в эпоху Тимуридов, с основными особенностями стиля тимуридской поэзии, с жизнью и творчеством представителей её важнейшего центра – гератского литературного круга. Знакомство с шиитской религиозной поэзией и историко-панегирическими поэмами. Знакомство с важнейшими поэтическими антологиями (тазкире) XVI–XVII вв. как с одним из важнейших источников по истории литературы региона.
  • Знакомство с основными сочинениями российских и европейских востоковедов и чиновников, побывавших в Персии в XIX в.
  • Наличие общих представлений о главных произведениях среднеперсидской литературы и умение указать на их ключевые особенности
  • Студенты интерпретируют текст Авесты в переводе
  • Студенты получат представление о возрождении придворной литературы при первых Каджарах, познакомятся с продолжателями школы «Базгашт» (Саба, Нешат, Весал Ширази, Мирза Абу-л-Касим Фарахани); узнают о новых особенностях в языке и стиле при традиционном содержании и формах поэзии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература XV–XVI вв.
  • Литература XVIII–XIX вв.
  • Изучение персидской литературы в России.
  • Литература второй половины XVI–XVIII вв.
  • Окололитературные жанры прозы: истории, хроники, «ученые» трактаты.
  • Расцвет персоязычной литературы в мусульманской Индии XIII– XIV вв.
  • Малые жанры эпоса: саки-наме, дах-фасл
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах 2 модуль
    -
  • неблокирующий Экзамен 2 модуль
    Экзамен проводится в два этапа, включает письменную и устную части.
  • неблокирующий Семинары 3-4 модуль
  • неблокирующий Экзамен 4 модуль
    Экзамен включает устную и письменную части, их вес в общей оценке - 1:1
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.4 * Работа на семинарах 2 модуль + 0.6 * Экзамен 2 модуль
  • 2025/2026 4th module
    0.2 * Семинары 3-4 модуль + 0.2 * Семинары 3-4 модуль + 0.6 * Экзамен 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
  • Necklace of the Pleiades : 24 Essays on Persian Literature, Culture and Religion, edited by Franklin Lewis, and Sunil Sharma, Leiden University Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3327176.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bruijn, J. T. P. de. (2009). General Introduction to Persian Literature : History of Persian Literature A, Vol I. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=806360

Авторы

  • Никитенко Евгения Леонидовна
  • Алонцев Максим Альбертович
  • Арманд Елена Евгеньевна
  • Чалисова Наталья Юрьевна