Бакалавриат
2025/2026





Социология массовых коммуникаций
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Кто читает:
Школа коммуникаций
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Социология массовых коммуникаций» направлена на развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций; формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиа среды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социально-культурного, политического, публичного пространств; обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов базовых знаний о методологических основаниях социологии и ключевых социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций, а также развитие представлений о генезисе современной медиа-среды и специфике средств массовых коммуникаций в контексте изучения социокультурного, политического и публичного пространств.
Планируемые результаты обучения
- Умеет самостоятельно использовать понятийный аппарат социологии массовых коммуникаций; умеет выстраивать связи между понятиями при интерпретации проблематики процессов массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью
- Различает области применения социологических теорий, подходов, методов изучения общественного мнения и медиасреды. Знает специфику взаимодействия институтов рекламы, связей с общественностью и журналистики.
- Понимает междисциплинарные границы социологии массовых коммуникаций и близких отраслей социологического знания..
- Знает методологические требования к работе над академическим текстом. Ориентируется в разнообразии информационных ресурсов, онлайн-платформ, научных изданий в рамках проблематики дисциплины
- Анализирует историческое технологическое развитие средств массовой коммуникации в контексте разнообразных концепций осмысления процессов сохранения и передачи человеческого опыта и памяти.
- Различает области применения теорий и методов изучения сферы массовых коммуникаций в контексте следующих ключевых социологических подходов: структурного функционализма, социального конструктивизма, критической школы анализа средств массовой информации.
- Демонстрирует навыки корректного применения понятий: коммуникация, массовая коммуникация, новые медиа, информационное общество, медиация, дискурс, общественный интерес, общественное мнение, публичное пространство, гетерогенное пространство, приватное пространство.
- Различает функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида. Знает специфику развития массовой коммуникации как институализированной формы производства и распространения публичных сообщений: явные и латентные функции медиа, роль медиа в социализации личности, связь информации с культурной, социальной, политической, экономической системами. Ориентируется в различных видах пропаганды
Содержание учебной дисциплины
- Лекция 1. Введение в социологию массовых коммуникаций.
- Лекция 2. Структурно-функциональный подход в исследованиях СМК.
- Лекция 3. Конструктивистский подход в исследованиях СМК.
- Лекция 4. Социальный конструктивизм и символический интеракционизм в исследованиях СМК.
- Лекция 5. Критический подход к анализу СМК.
- Лекция 6. Критический анализ полей и практик.
- Лекция 7. За пределами ключевых подходов к анализу СМК.
- Лекция 8. СМК и социальные изменения.
- Лекция 9. Торонтская школа в исследовании СМК.
- Лекция 10. Массовая коммуникация и общественное мнение.
- Лекция 11. Теория сетевого общества и массовая коммуникация.
- Лекция 12. Массовая коммуникация в контексте публичной сферы.
- Семинар 1-2. Вводная часть. Обсуждение работы П. Лазерсфельда и Р. Мертона “Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие”.
- Семинар 3-4. Обсуждение работы Э. Гоффмана "Гендерный дисплей”.
- Семинар 5-6. Обсуждение работы П. Бурдье “О телевидении и журналистике”.
- Семинар 7-8. Обсуждение работы М. Маклюэна “Понимание медиа: внешние расширения человека”.
- Семинар 9. Обсуждение работы М. Кастельса “Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе”
Элементы контроля
- Аудиторная работа на семинарских занятиях 1–9
- Контрольная работа по темам семинаров 1-6Контрольная работа по темам семинаров 1-6 проводится после шестого семинарского занятия.
- ЭкзаменЭкзамен в системе SmartLMS по темам лекций 1–12, семинаров 1–9 и источникам для самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.4 * Аудиторная работа на семинарских занятиях 1–9 + 0.3 * Контрольная работа по темам семинаров 1-6 + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Геращенко, Л. И. Социология массовых коммуникаций : учебно-методическое пособие / Л. И. Геращенко. — Санкт-Петербург : СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2020. — 32 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180288 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Социология массовых коммуникаций: Практикум для обучающихся по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавриата) - 978-5-907244-28-3 - Воеводина Е.В. сост. - 2020 - Москва: Прометей - https://ibooks.ru/bookshelf/367953 - 367953 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.