Специалитет
2025/2026





Методика освобождения природного голоса
Статус:
Курс обязательный (Актер)
Кто читает:
Институт кино
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
112
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Методика освобождения природного голоса» направлена на развитие актуальных навыков работы с голосом, необходимых для успешной реализации театрального мастерства. Особенностью дисциплины в Институте кино является то, что она построена на основе метода известного режиссера и педагога Кристин Линклейтер «Освобождение природного голоса». Природный голос актера служит основным инструментом в его профессии, позволяя создавать глубокие и выразительные персонажи. Дисциплина подчеркивает важность правильной работы с голосом, включает технику дыхания, вокальную артикуляцию и эмоциональную выразительность. Особое внимание уделяется пониманию индивидуальных особенностей каждого студента и нахождению уникального звучания, которое соответствует его актерскому стилю. Студенты познакомятся с основами вокальной анатомии, психологии голоса и его влиянием на восприятие персонажа. Практический блок включает упражнения по раскрытию и развитию природного голоса, работу над сценическими текстами и навыками ритмического дыхания.
Цель освоения дисциплины
- Показать истинный, природный голос актера для увеличения арсенала актерских выразительных средств
- Показать освобождение тела от зажимов и напряжения, препятствующих актерской выразительности
- Использовать автоматизированный навык рационального, экономичного речевого дыхания
- Внедрять дикционную и интонационно-мелодическую культуру речи актера
- Показать диапазон голоса для проявления полного спектра эмоций и эмоционального воздействия на зрителя
- Использовать орфоэпические нормы языка
Планируемые результаты обучения
- Показывает истинный, природный голос актера для увеличения арсенала актерских выразительных средств
- Показывает освобождение тела от зажимов и напряжения, препятствующих актерской выразительности
- Использует автоматизированный навык рационального, экономичного речевого дыхания
- Внедряет дикционную и интонационно-мелодическую культуру речи актера
- Показывает диапазон голоса для проявления полного спектра эмоций и эмоционального воздействия на зрителя
- Использует орфоэпические нормы языка
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Тренинг подготовительный (практикум)
- Тема 2. Тренинг развивающий (практикум)
- Тема 3. Базовый психо-физический тренинг (практикум)
- Тема 4. Тренинг дыхательный (практикум)
- Тема 5. Прикосновение к звуку (практикум)
- Тема 6. Звуковой канал. Нижняя челюсть
- Тема 7. Звуковой канал. Язык
- Тема 8. Звуковой канал. Мягкое нёбо
- Тема 9. Резонаторная лестница. Средний диапазон, твердое нёбо
- Тема 10. Резонаторная лестница. Грудной резонатор, трахея, грудина
- Тема 11. Резонаторная лестница. Верхняя часть среднего диапазона, передние верхние зубы
- Тема 12. Развитие и усиление дыхания для перехода к верхним резонаторам
- Тема 13. Резонаторная лестница. Верхний регистр. Головные резонаторы. Гайморовы, носовые и лобные пазухи
- Тема 14. Резонаторная лестница. Звучим одновременно в нескольких регистрах
- Тема 15. Звук в теле. Кость – проводник звуковой волны
- Тема 16. Артикуляция и дикция. Гласные звуки
- Тема 17. Артикуляция и дикция. Согласные звуки
- Тема 18. Начало орфоэпии. Произносительные нормы литературного русского языка
- Тема 19. Переход к работе с текстом. Хайку
- Тема 20. Переход к работе с текстом. Хайку и образность
- Тема 21. Переход к работе с текстом. Хайку через движение
Элементы контроля
- Посещаемость
- Домашнее задание
- Промежуточный показ (звуковысотная организация и дикция)
- Итоговый показ этюдов (звуковысотная организация, дикция и текст)
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st moduleПосещаемость * 0.200 + Домашнее задание * 0.200 + Промежуточный показ (звуковысотная организация и дикция) * 0.300 + Итоговый показ этюдов (звуковысотная организация, дикция и текст) * 0.300
- 2025/2026 2nd module0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговый показ этюдов (звуковысотная организация, дикция и текст) + 0.2 * Посещаемость + 0.3 * Промежуточный показ (звуковысотная организация и дикция)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гутман, О. Гимнастика голоса. Руководство к развитию и правильному употреблению органов голоса в пении и система правильного дыхания : учебное пособие / О. Гутман. — 9-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2023. — 80 с. — ISBN 978-5-507-46468-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/316142 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Сценическая речь: голос действующий : учеб. пособие для вузов, Васильев, Ю. А., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Чепурина, В. В. Сценическая речь : учебное пособие / В. В. Чепурина ; Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово : КемГИК, 2022. - 147 с. - ISBN 978-5-8154-0651-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2050516