• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Специалитет 2025/2026

Методика освобождения природного голоса

Статус: Курс обязательный (Актер)
Кто читает: Институт кино
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 112

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методика освобождения природного голоса» направлена на развитие актуальных навыков работы с голосом, необходимых для успешной реализации театрального мастерства. Особенностью дисциплины в Институте кино является то, что она построена на основе метода известного режиссера и педагога Кристин Линклейтер «Освобождение природного голоса». Природный голос актера служит основным инструментом в его профессии, позволяя создавать глубокие и выразительные персонажи. Дисциплина подчеркивает важность правильной работы с голосом, включает технику дыхания, вокальную артикуляцию и эмоциональную выразительность. Особое внимание уделяется пониманию индивидуальных особенностей каждого студента и нахождению уникального звучания, которое соответствует его актерскому стилю. Студенты познакомятся с основами вокальной анатомии, психологии голоса и его влиянием на восприятие персонажа. Практический блок включает упражнения по раскрытию и развитию природного голоса, работу над сценическими текстами и навыками ритмического дыхания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Показать истинный, природный голос актера для увеличения арсенала актерских выразительных средств
  • Показать освобождение тела от зажимов и напряжения, препятствующих актерской выразительности
  • Использовать автоматизированный навык рационального, экономичного речевого дыхания
  • Внедрять дикционную и интонационно-мелодическую культуру речи актера
  • Показать диапазон голоса для проявления полного спектра эмоций и эмоционального воздействия на зрителя
  • Использовать орфоэпические нормы языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Показывает истинный, природный голос актера для увеличения арсенала актерских выразительных средств
  • Показывает освобождение тела от зажимов и напряжения, препятствующих актерской выразительности
  • Использует автоматизированный навык рационального, экономичного речевого дыхания
  • Внедряет дикционную и интонационно-мелодическую культуру речи актера
  • Показывает диапазон голоса для проявления полного спектра эмоций и эмоционального воздействия на зрителя
  • Использует орфоэпические нормы языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Тренинг подготовительный (практикум)
  • Тема 2. Тренинг развивающий (практикум)
  • Тема 3. Базовый психо-физический тренинг (практикум)
  • Тема 4. Тренинг дыхательный (практикум)
  • Тема 5. Прикосновение к звуку (практикум)
  • Тема 6. Звуковой канал. Нижняя челюсть
  • Тема 7. Звуковой канал. Язык
  • Тема 8. Звуковой канал. Мягкое нёбо
  • Тема 9. Резонаторная лестница. Средний диапазон, твердое нёбо
  • Тема 10. Резонаторная лестница. Грудной резонатор, трахея, грудина
  • Тема 11. Резонаторная лестница. Верхняя часть среднего диапазона, передние верхние зубы
  • Тема 12. Развитие и усиление дыхания для перехода к верхним резонаторам
  • Тема 13. Резонаторная лестница. Верхний регистр. Головные резонаторы. Гайморовы, носовые и лобные пазухи
  • Тема 14. Резонаторная лестница. Звучим одновременно в нескольких регистрах
  • Тема 15. Звук в теле. Кость – проводник звуковой волны
  • Тема 16. Артикуляция и дикция. Гласные звуки
  • Тема 17. Артикуляция и дикция. Согласные звуки
  • Тема 18. Начало орфоэпии. Произносительные нормы литературного русского языка
  • Тема 19. Переход к работе с текстом. Хайку
  • Тема 20. Переход к работе с текстом. Хайку и образность
  • Тема 21. Переход к работе с текстом. Хайку через движение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Промежуточный показ (звуковысотная организация и дикция)
  • неблокирующий Итоговый показ этюдов (звуковысотная организация, дикция и текст)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    Посещаемость * 0.200 + Домашнее задание * 0.200 + Промежуточный показ (звуковысотная организация и дикция) * 0.300 + Итоговый показ этюдов (звуковысотная организация, дикция и текст) * 0.300
  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговый показ этюдов (звуковысотная организация, дикция и текст) + 0.2 * Посещаемость + 0.3 * Промежуточный показ (звуковысотная организация и дикция)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гутман, О. Гимнастика голоса. Руководство к развитию и правильному употреблению органов голоса в пении и система правильного дыхания : учебное пособие / О. Гутман. — 9-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2023. — 80 с. — ISBN 978-5-507-46468-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/316142 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сценическая речь: голос действующий : учеб. пособие для вузов, Васильев, Ю. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Чепурина, В. В. Сценическая речь : учебное пособие / В. В. Чепурина ; Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово : КемГИК, 2022. - 147 с. - ISBN 978-5-8154-0651-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2050516

Авторы

  • Удалова Анастасия Владимировна