• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Специалитет 2025/2026

Основы сценического движения

Статус: Курс обязательный (Актер)
Кто читает: Институт кино
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Шмаевич Мария Львовна
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 256

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Основы сценического движения» является важным элементом в подготовке студентов. Современный театр требует от актеров не только мастерства в словесной интерпретации ролей, но и способности физически воплощать характеры, передавать эмоциональные состояния и взаимодействовать с партнерами в пространстве. Основываясь на принципах хореографии, физической пластики и театральной антропологии, курс предоставляет студентам возможность углубленного изучения механики движений, сопоставления различных стилистик и методик работы с телом как инструментом актерского мастерства. Практический блок курса ориентирован на активное участие студентов в упражнениях, направленных на развитие координации, ритмичности, пластичности и эмоциональной насыщенности движений. Дисциплина «Основы сценического движения» формирует физическую готовность актеров к профессиональной деятельности в театре и кино.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Использовать базовые техники движений и двигательных комплексов
  • Применять навыки контроля осанки, баланса и координации движений
  • Использовать чувствительность к пространству сцены и маршрутам перемещений
  • Показать образ, характер и эмоциональный посыл через движение
  • Применять навыки взаимодействия в дуэтах и группах: синхронность, взаимная поддержка
  • Показать умения работать с музыкальным сопровождением: ритм, фразировка, паузы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Показывает умение правильно располагать корпус и удерживать осанку для устойчивого и выразительного исполнения
  • Применяет базовые техники дыхания и контроля пластики тела во время движений и сценических пауз
  • Показывает координацию движений и точность исполнения переходов между позами
  • Показывает умение адаптировать движение под характер персонажа через мимику, жесты и темп
  • Показывает способность анализировать и корректировать ошибки через самоконтроль и самооценку
  • Показывает способность работать в группе: синхронность, единая динамика и взаимодействие с партнерами
  • Показывает владение базовым набором упражнений на развитие гибкости, силы и выносливости, пригодных для подготовки к сценическим этюдам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Аутентичное движение
  • Тема 2. Теория пяти пространств. Пространство тела
  • Тема 3. Теория пяти пространств. Пространство пространства
  • Тема 4. Теория пяти пространств. Пространство времени
  • Тема 5. Теория пяти пространств. Пространство потребности
  • Тема 6. Теория пяти пространств. Пространство мысли
  • Тема 7. Взаимодействие с партнерами
  • Тема 8. Взаимодействие с безусловными объектами: пространство, тело, костюм
  • Тема 9. Базовый курс физического театра
  • Тема 10. Разработка самостоятельной партитуры
  • Тема 11. Работа над самостоятельными партитурами и разрешение проблемы ретрансляции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Промежуточный показ
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Итоговый показ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность + 0.2 * Посещаемость + 0.6 * Промежуточный показ
  • 2025/2026 4th module
    0.2 * Активность + 0.6 * Итоговый показ + 0.2 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Государственный академический Малый театр : очерки, Дмитриев, Ю. А., 2011
  • Григорьянц, Т. А.  Сценическое движение: пластический этюд : учебное пособие для вузов / Т. А. Григорьянц, В. А. Ладутько, В. В. Чепурина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 93 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19213-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520049 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Григорьянц, Т. А. Сценическое движение: парные и многофигурные упражнения : учебно-методическое пособие / Т. А. Григорьянц. — Кемерово : КемГИК, 2021. — 76 с. — ISBN 978-5-8154-0616-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/250649 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Зыков, А. И.  Сценическая пластика и танец. История театра : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Зыков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 115 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14449-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/567772 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Космос Чехова. Театр, пространство и время, Киссель, В. Ш., 2024

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История киноискусства. 1928-1933, Теплиц, Ежи, 1971

Авторы

  • Удалова Анастасия Владимировна
  • Шмаевич Мария Львовна