• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Микроэкономика

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина посвящена изучению микроэкономических концепций и теорий, возможности их применения в текущей практике ведения бизнеса. В курсе всесторонне и глубоко анализируются все темы современной микроэкономики как фундамента экономического образования управленцев, маркетологов и предпринимателей. Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению прикладных аспектов управленческой деятельности, связывающих микроэкономические процессы с принятием хозяйственных решений, этикой ведения бизнеса, его социальной ответственностью. Наряду с российскими широко рассматриваются примеры международных практик, что позволяет сформировать у студентов понимание особенностей принятия экономических решений в современной интернациональной среде ведения бизнеса. Практическая направленность курса "Микроэкономика" предполагает формирование навыков, актуальных в будущей профессиональной деятельности маркетологов, менеджеров и предпринимателей. В частности, полученные знания в вопросах ценообразования, поведения потребителей и производителей, состояния и динамики рынков формируют у студентов умение принимать управленческие решения на основе анализа соотношения выгод и затрат, маржинального подхода и других современных микроэкономических концепций. Важнейшим навыком, формируемым в результате системного изучения курса «Микроэкономика», является поиск и оценка новых рыночных возможностей и создание бизнес-идеи. Курс предполагает проверку теоретических знаний через письменные контрольные работы и экзамен, а также практических навыков через групповую проектную работу (самостоятельное исследование студентами рыночных структур в выбранной ими отрасли, направленное на формирование навыков принятия управленческих решений). Поскольку курс Микроэкономики начинается с 1 семестра, изучение дисциплины базируется на знаниях математики и обществоведения, полученных студентами в средней школе. Дисциплина является основой получения фундаментальных знаний экономической теории на микроуровне и служит базой для последующих курсов, таких как Теория отраслевых рынков, Маркетинг, Менеджмент, Предпринимательство, Принятие управленческих решений, Управление проектами и других.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: • Формирование у студентов представления о современных закономерностях развития экономики; • Получение студентами навыков микроэкономического анализа действительности на базе теоретических моделей; • Подготовка студентов к самостоятельной информационно-аналитической, научно-исследовательской и прикладной деятельности (как индивидуальной, так и командной).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • вычисляет издержки производства и выполняет экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
  • определяет (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор
  • Знать основные принципы экономического анализа микроэкономических процессов и тенденций
  • знает базовую методику расчета оптимального объема выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; интерпретирует ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией
  • интерпретирует экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии, определяет цену фактора производства, объясняет выбор работника между трудом и отдыхом
  • объясняет влияние альтернативных затрат; иллюстрирует динамику кривой производственных возможностей
  • объясняет причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек, определяет цену товара на рынке «лимонов»
  • определяет величину индивидуального и рыночного спроса и предложения; иллюстрирует (алгебраически и графически) их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант; знает методику расчета ценовой и перекрестной эластичности спроса и предложения и умеет её применять
  • соотносит причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода, теории игр и других современных концепций
  • Понимает содержание понятия «рынок монополистической конкуренции» и его связь с другими типами рыночных структур; способен применять методы графического и алгебраического анализа поведения фирм на рынках монополистической конкуренции.
  • способен давать характеристику монопольных рынков; умеет находить оптимум предприятия, функционирующего в условиях монополии;
  • Понимает содержание понятия «рынок совершенной конкуренции» и его связь с другими типами рыночных структур; способен применять методы графического и алгебраического анализа поведения фирм на рынках совершенной конкуренции.
  • способен давать характеристику олигополистических рынков; определяет факт стратегического поведения, определяет основные модели поведения фирм в условиях олигополии (модель Курно, модель Штакельберга, модель Бертрана, картель, модель ценового лидерства в отрасли); умеет находить оптимум предприятия, функционирующего в условиях олигополии;
  • иллюстрирует применение модели общего экономического равновесия, аргументирует структуру модели Вальраса, интерпретирует применение модели "ящика Эджуорта"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Экономическая теория: предмет и методы исследования
  • Раздел II Теория поведения потребителя. Тема 2. Теория предельной полезности
  • Раздел II Теория поведения потребителя. Тема 3. Выбор потребителя: кардиналистская и ординалистская теории
  • Раздел II Теория поведения потребителя. Тема 4. Анализ поведения потребителя
  • Раздел II. Тема 5. Спрос, предложение и их взаимодействие
  • Раздел III Теория фирмы. Тема 6. Микроэкономическая модель предприятия
  • Раздел III. Тема 7. Затраты и результаты производства
  • Раздел IV Теория рынков и рыночных структур. Тема 8. Рынок совершенной конкуренции
  • Раздел IV. Тема 9. Монопольный рынок. Рыночная власть: монополия и монопсония
  • Раздел IV. Тема 10 Рынок монополистической конкуренции
  • Раздел IV. Тема 11 Олигополистический рынок
  • Раздел V Теория рынка факторов производства. Тема 12 Рынок факторов производства
  • Раздел VI Эффективность рыночных структур. Тема 13 Общее равновесие конкурентных рынков
  • Раздел VI. Тема 14 Механизмы несостоятельности рынка: экстерналии, общественные блага и рынки с ассиметричной информацией
  • Раздел VII Границы микроэкономики. Тема 15 Развитие современной теории микроэкономики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Исследовательский проект
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.05 * Аудиторная работа + 0.05 * Аудиторная работа + 0.2 * Исследовательский проект + 0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : пер. с англ., Мэнкью, Н. Г., 1994
  • Микроэкономика : учебник и практикум для вузов, Ким, И. А., 2023
  • Микроэкономика : учебник и практикум для вузов, Ким, И. А., 2024
  • Микроэкономика : учебник и практикум для вузов, Ким, И. А., 2025
  • Микроэкономика, Мэнкью, Н. Г., 2019
  • Микроэкономика. 3-е изд. - 978-5-4461-0423-9 - Мэнкью Г., Тейлор М. - 2019 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/358486 - 358486 - iBOOKS
  • Микроэкономика. N.1, , 2023
  • Современная экономика : микроэкономический аспект : учебник для неэкономических вузов, Розанова, Н. М., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Intermediate microeconomics : a modern approach, Varian, H. R., 2010
  • Никулина, И. Н. Микроэкономика : учебник / И.Н. Никулинa. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 553 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005083-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1324014
  • Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2012
  • Современная экономика: микроэкономический аспект : учебник для неэкономических вузов, Розанова, Н. М., 2023

Авторы

  • Зухба Елена Николаевна
  • Зухба Даур Сергеевич