• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Цифровая грамотность

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Онлайн-часы: 30
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса «Цифровая грамотность» для студентов образовательных программ «Маркетинг и рыночная аналитика» и «Управление бизнесом». Он направлен на формирование цифровых компетенций в области работы с данными, формирование понимания базовых основ цифровой экономики, понимание роли ИТ в бизнесе, включая информационные системы и их ключевые компоненты. Курс направлен также на формирование у студентов начальных навыков работы с аналитическими инструментами, пониманию необходимости развития навыков работы с информацией при создании и развитии собственных работ: начиная от рефератов и курсовых работ до бизнес-проектов. Помимо базовых тем, будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий в бизнесе. Даются начальные представления о современных корпоративных информационных системах (КИС), без которых невозможно представить современный бизнес. Поскольку курс касается как базовых понятий работы с информацией, так и применения ИТ в бизнесе, то: данный курс будет оставаться актуальным как на протяжении обучения, так и в процессе будущей работы, вне зависимости от занимаемой позиции и сферы бизнеса. Настоящая дисциплина является вводной в цикле дисциплин, связанных с информационными системами, применяемыми для ведения бизнеса. Постреквизиты программы: курс КИС (Корпоративные Информационные Системы).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в собственной жизни и учёбе;
  • дать студенту целостное представление о способах поиска информации и данных, простейшем анализе разных видов данных и грамотном представлении результатов проведенного анализа;
  • формирование базовых знаний в области современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • изучение основных теоретических принципов организации и использования информационных процессов (ИП), информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) в бизнесе;
  • получение практических умений и навыков по использованию современных ИТ для решения прикладных задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Определяет версию операционной системы, установленной на компьютере; 2. Умеет набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены; 3. Умеет делать снимок экрана; 4. Умеет выделять текст при помощи клавиатуры; 5. Умеет конвертировать файл из одного формата в другой; 6. Различает ярлыки и символические ссылки на файлы и директории; 7. Умеет выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука.
  • Студент способен защищать свою цифровую личность и обеспечивать гигиену своего цифрового пространства (например, в социальных сетях и при использовании ленты новостей)
  • Студент способен использовать современные средства коммуникации для организации групповой работы и учебных взаимодействий (электронную почту, мессенджеры, системы организации групповых пространств хранения информации
  • Студент способен создавать, использовать и обеспечивать работоспособность собственного цифрового пространства (способен выбрать необходимые устройства для своих задач, настроить её для собственной работы, подключить к требуемым ресурсам, защитить устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы)
  • Студент способен безопасно и этично вести себя в Сети (умеет пользоваться магазинами приложений, умеет отличать фейковые медиа-сообщения от реальных, проверять качество информации, умеет отличать спам-письмо от настоящего, умеет отличать настоящий сайт от фишингового, умеет использовать безопасное подключение к сайтам)
  • Студент способен самостоятельно осваивать цифровые инструменты для решения возникающих задач за счёт обращения к источникам информации в Сети и внутренней справке инструментов
  • Студент способен организовать офисную работу с применением современных офисных систем, таких как MS Office, LibreOffice, Google Docs, систем архивации: умеет оформлять документы в соответствии со стандартами оформления, использовать электронные таблицы для простой обработки и визуализации данных, подготовки презентаций для отчётов о собственной работе, архивации и распаковки архивов;
  • Студент способен использовать персональные данные и информационные технологии в соответствиями с требованиями государства, в том числе в области защиты персональных данных
  • Студент способен корректно использовать программное обеспечение и результаты творчества других людей с учётом требований лицензий
  • Студент способен искать и отбирать информацию для организации своей работы в Сети и среди готовых текстовых файлов и электронных таблиц
  • Студент способен анализировать свою и чужую работу с цифровыми ресурсами, создавать и оптимизировать инструкции для самого себя и своих коллег, следовать инструкциям
  • Студент способен структурировать информацию и определять правила хранения и структурирования информации
  • будет осознавать возможности больших данных и будут способны ответить на вопросы специалиста о задаче из своей области
  • Использует табличные редакторы для решения прикладных задач в области маркетинга и аналитики
  • Создает презентации для выступления с учетом специфики мероприятия, аудитории и способа выступления (онлайн, оффлайн)
  • Использует текстовые редакторы при решении маркетинговых и аналитических задач
  • Студенты могут защищать свою цифровую личность и обеспечивать гигиену своего цифрового пространства (например, в социальных сетях и при использовании ленты новостей)
  • Студенты умеют работать с файловыми системами, папками, файлами
  • Студенты понимают основные архитектурные особенности устройства сети «Интернет».
  • Студенты умеют безопасно вести себя в Сети: могут защитить свои устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы; умеют отличать фейковые медиа-сообщения от реальных, проверять качество информации, умеют отличать спам-письмо от настоящего, могут отличать настоящий сайт от фишингового, могут использовать безопасное подключение к сайтам
  • Студенты имеют представление о данных, больших данных, машинном обучении
  • Студенты способны оценивать возможности больших данных и ответить на вопросы специалиста о задаче из своей области
  • Студенты определяют признаки различных типов данных
  • Студенты способны самостоятельно осваивать цифровые инструменты для решения возникающих задач за счёт обращения к источникам информации в Сети и внутренней справке инструментов
  • Студенты могут сравнить разные типы визуализации данных и применяют выбранный тип для решения поставленной задачи
  • Студенты используют информационные технологии в соответствии с требованиями государства, в том числе в области защиты персональных данных
  • Студенты корректно используют программное обеспечение и иные результаты интеллектуальной деятельности с учётом требований законодательства и лицензионных соглашений
  • Студенты применяют базовые знания функций Excel: в частности, умеют преобразовывать данные из одного типа в другой, работать с комбинированными формулами и функциями, в т.ч. вбивать формулы, растягивать формулы, таблицы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Студенты умеют работать с электронными таблицами
  • Студенты умеют проводить первичную обработку и анализ данных
  • Студенты способны анализировать свою и чужую работу с цифровыми ресурсами, создавать и оптимизировать инструкции для самого себя и своих коллег, следовать инструкциям
  • Студенты способны искать и отбирать информацию для организации своей работы в Сети и среди готовых текстовых файлов и электронных таблиц
  • Студенты способны использовать современные средства коммуникации для организации групповой работы и учебных взаимодействий (электронную почту, мессенджеры, системы организации групповых пространств хранения информации)
  • Студенты умеют работать с информацией в Сети, анализировать медиасообщения на предмет корректности и актуальности
  • Студенты умеют защищать свои данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Студенты могут организовать хранение документов в облачном пространстве, умеют организовать совместную работу с документом в облаке, корректно распределить права на просмотр, комментирование, редактирование
  • Студент владеет основными методами, способы и средства получения, хранения, переработки информации; навыками самостоятельной работы с аудиовизуальными источниками информации и научной литературы, анализа информации из различных источников.
  • Студент способен проводить исследование и анализ рынка ИКТ, выявлять и прогнозировать основные направления использования современных ИКТ для управления эффективностью бизнеса;
  • Студент способен проводить анализ сферы деятельности, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры организации;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая грамотность
  • Информация, информационные системы и информационные технологии. Информатизация общества. Влияние ИТ на бизнес
  • Основные концепции информационных технологий
  • Роль информационных технологий в процессе цифровой трансформации
  • Современные тренды цифровых технологий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен в виде теста в формате независимой оценки компетенции
    Студенты пишут тест в течение 60 минут в формате независимой оценки компетенций (демо-версия выложена в онлайн-учебнике курса)
  • неблокирующий Работа на практических занятиях О_ауд, выполнение домашних заданий
    - работа студентов на практических занятиях, оценка выставляется на каждом практическом занятии, критерием оценки является активное участие в выполнении заданий, знание лекционных материалов, успехи студентов в обсуждении предлагаемых тем, демонстрация дополнительных знаний по тематике проводимых занятий. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях О_ауд определяется перед итоговым контролем как среднее арифметическое всех оценок, полученных студентом на практических занятиях (в случае отсутствия на занятиях=0);
  • неблокирующий Проект от малой группы
    Сдача группового проекта (не более 2-3 человек) в письменном виде (Word или PDF, PPTX и Excel файлы) осуществляется не позднее 1 декабря. Проект осуществляется в виде домашнего задания либо как тема мини-реферата по современным ИТ-технологиям (например, из циклов зрелости технологий Gartner за последние годы), либо как проект цифровизации бизнеса, предложенный командой. Разрешается применение ИИ-технологий, но при четко оговариваемых проверочных условиях на источники информации, верность расчетов и т.п. - с обязательным описанием использованных инструментов и промптов. Роли участников команд должны быть четко расписаны в проекте (возможна дифференцированная оценка персональных вкладов). В случае обнаружения явного плагиата в письменной части работы оценка за письменную часть обнуляется. Оценка за проект = 0,55 * Оценка за письменную часть + 0,25 * Оценка за презентацию (качество информации, слайды и структура) + 0.2 * Оценка за качество данных (использование Excel, данных опросов и др.).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    Промежуточная аттестация не проводится, итоги подводятся в конце 2-го модуля по результатам работы на семинарах, сдачи проекта, экзамена.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Can Google Scholar and Mendeley help to assess the scholarly impacts of dissertations? (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C32203D9
  • Hales, J., & Aldrich, L. (2012). Powerpoint Tips & Tricks. [Boca Raton, Florida]: QuickStudy Reference Guides. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1534329
  • Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
  • Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение. - 978-5-4461-0914-2 - Плас Дж. Вандер - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/376830 - 376830 - iBOOKS
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564915 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Бизнес-моделирование и анализ данных. Решение актуальных задач с помощью Microsoft Excel, Винстон, У., 2021
  • Гаврилов, Л. П.  Инновационные технологии в коммерции и бизнесе : учебник для вузов / Л. П. Гаврилов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 372 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15960-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560208 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Главные российские ИТ-тренды — 2024: дайджест [Текст] — (Новое в менеджменте) - 978-5-7598-4045-9 - Батранков Д. В., Бекларян А. Л., Бурсак А. А., Зараменских Е. П., Иванющенкова М. В., Комаров М. М., ФуколоваЮ. В., Чернозатонская Е. В. - 2023 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/396122 - 396122 - iBOOKS
  • Графики, которые убеждают всех, Богачев, А. А., 2024
  • Грокаем машинное обучение, Серрано, Л., 2024
  • Журавлева, И. В. Оформляем документы на персональном компьютере: грамотно и красиво. ГОСТ Р 6.30-2003. Возможности Microsoft Word : практическое пособие / И. В. Журавлева, М. В. Журавлева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 187 с. — (Просто, кратко, быстро). - ISBN 978-5-16-003154-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1030249
  • Зараменских, Е. П.  Архитектура предприятия : учебник для вузов / Е. П. Зараменских, Д. В. Кудрявцев, М. Ю. Арзуманян ; под редакцией Е. П. Зараменских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16447-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557398 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Зараменских, Е. П.  Информационные системы в бизнесе : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. П. Зараменских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 470 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17537-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566519 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Информационные технологии в экономике и управлении : учебник для вузов / ответственный редактор В. В. Трофимов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 556 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18678-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568903 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Искусство цифровой самозащиты, Артимович, Д. А., 2023
  • Калмыкова, С. В. Работа с таблицами в Microsoft Excel : Учебно-методическое пособие для вузов / С. В. Калмыкова, Е. Ю. Ярошевская, И. А. Иванова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 136 с. — ISBN 978-5-507-44447-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/226487 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кариев, Ч. А. Основы работы с инструментами Яндекс : учебное пособие / Ч. А. Кариев. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 233 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100329 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Книга Kaggle. Машинное обучение и анализ данных / Пер. с англ. - 978-5-9775-1903-8 - Банахевич К., Массарон Л. - 2024 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - https://ibooks.ru/bookshelf/396446 - 396446 - iBOOKS
  • Машинное обучение без лишних слов - 978-5-4461-1560-0 - Андрей Бурков - 2020 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/367991 - 367991 - iBOOKS
  • Машинное обучение для бизнеса и маркетинга - 978-5-4461-0926-5 - Кацов Илья - 2019 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/365308 - 365308 - iBOOKS
  • Машинное обучение. - 978-5-496-02989-6 - Бринк Хенрик, Ричардс Джозеф, Феверолф Марк - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/355472 - 355472 - iBOOKS
  • Нетесова, О. Ю.  Информационные системы в экономике : учебник для вузов / О. Ю. Нетесова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 152 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20211-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562275 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Новые правила деловой переписки, Ильяхов, М., 2024
  • Петров, А. А. Компьютерная безопасность. Криптографические методы защиты / А. А. Петров. — Москва : ДМК Пресс, 2008. — 448 с. — ISBN 5-89818-064-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3027 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Пиши, сокращай 2025 : как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2025
  • Поражай своей презентацией. 30 правил создания впечатляющего слайд-шоу от лучших спикеров TED Talks, Кариа, А., 2019
  • Сводные таблицы в Microsoft Excel 2021 и Microsoft 365, Джелен, Б., 2023
  • Системы управления технологическими процессами и информационные технологии : учебник для вузов / В. В. Троценко, В. К. Федоров, А. И. Забудский, В. В. Комендантов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09938-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563623 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Финансовое моделирование с использованием Excel, Беннинга, Ш., 2009
  • Флах, П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных / П. Флах. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-97060-273-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69955 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Эффективная работа в Microsoft Excel : руководство по совершенствованию навыков работы в Excel, Мюррей, А., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Загорулько, Ю. А.  Искусственный интеллект. Инженерия знаний : учебное пособие для вузов / Ю. А. Загорулько, Г. Б. Загорулько. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 93 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07198-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540987 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Короткин Борис Александрович
  • Самодуров Владимир Алексеевич