Бакалавриат
2025/2026





Управление продажами
Статус:
Курс по выбору (Маркетинг и рыночная аналитика)
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Современный маркетолог обязан владеть теоретическими знаниями и практическими навыками в области организации и управления сбытом и продажами. Этот комплекс знаний включает в себя способность к планированию и организации работы отдела продаж, управления торговым персоналом, понимания основных бизнес-процессов и каналов продаж. Выпускники ВШЭ должны владеть современными технологиями эффективной организации, управления сбытом и продажами. Дисциплина направлена на приобретение студентами бакалавриата знаний и навыков, необходимых для этого. Для успешного прохождения дисциплины желательно знание основ маркетинга, экономики и менеджмента.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по управлению процессами сбыта, понимания современных тенденций в области продаж и принятию правильных управленческих решений.
Планируемые результаты обучения
- Знать каналы продаж (сбыта), их отличия, их использование в разных сферах бизнеса.
- Знать виды организационных структур коммерческого блока компании, их преимущества и недостатки.
- Знать модели продаж, уметь составлять организационную структуру подразделения, исходя из структуры продаж компании.
- Ориентироваться в отличиях продвижения продукта и услуги в разных видах моделей продаж.
- Уметь выявить конфликт интересов в функциях и структурах бизнес подразделений компании с проведением последующей реорганизации организационной структуры.
- Уметь составлять план продаж.
- Ориентироваться в методах поиска, найма, обучения сотрудников бизнес подразделений компании, уметь составлять заявки на подбор кандидатов в отделы продаж, уметь проводить интервью с кандидатами.
- Владеть навыками формулирования коммерческой стратегии организации, уметь объяснить, как коммерческая функциональная стратегия встраивается в стратегию организации.
- Владеть навыками ведения переговоров и проведения презентаций для посредников и клиентов.
- Получить практические навыки выстраивания отношений с клиентом.
- Овладеть методами и инструментарием удержания клиента и налаживания партнерских отношений.
Содержание учебной дисциплины
- Эволюция системы продаж сбыта до коммерческой функции, включая организацию системы удовлетворенности клиента
- Организация отдела продаж в компании
- Планирование и реализация коммерческой функции
- Техники продаж
- Работа коммерческой функции в разных сферах бизнеса
Элементы контроля
- Задание 1: Проект, часть 1
- Задание 2: Проект, часть 2Групповой проект в рамках семинарских занятий
- ЭкзаменПисьменный экзамен по дисциплине. Продолжительность - 80 минут. Проводится очно в аудитории. Состоит из тестовых (40 заданий) и открытых (3 задания) вопросов. Минимальное количество баллов, необходимое для прохождения экзамена, 40 баллов из 100.
- Задание 3: Активность на семинарахДеловая игра «Трансформация отдела продаж»: трансформация структуры, функционала и процесса управления продажами.
- Задание 4: Активность на семинарахДеловая игра «Архитектура каналов продаж в разных бизнес-моделях»: построение базовой стратегии продаж с учетом специфики различных бизнес-моделей.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.15 * Задание 1: Проект, часть 1 + 0.25 * Задание 2: Проект, часть 2 + 0.05 * Задание 3: Активность на семинарах + 0.05 * Задание 4: Активность на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Земляк С.В., Гусарова О.М., Жильцов Д.А. и др. - Управление продажами - 978-5-9558-0531-3 - Вузовский учебник - 2023 - https://znanium.ru/catalog/product/2002632 - 2002632 - ZNANIUM
Рекомендуемая дополнительная литература
- 22241 - Продажи - (HBR) Коллектив авторов; А. Лайт - Альпина Паблишер - 9785961467086 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22241 - Alpina