Бакалавриат
2025/2026





Цифровая трансформация бизнеса
Статус:
Курс по выбору (Управление бизнесом)
Кто читает:
Департамент бизнес-информатики
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Цифровая трансформация бизнеса» предоставляет студентам системное понимание современных цифровых технологий и их роли в преобразовании бизнес-моделей. Дисциплина знакомит с ключевыми концепциями, такими как искусственный интеллект, большие данные и интернет вещей, а также изучает их практическое применение в различных отраслях. Она направлена на формирование навыков разработки стратегий цифровой трансформации, управления изменениями и оценки цифровой зрелости компаний. Этот курс необходим для подготовки специалистов, способных эффективно руководить цифровыми проектами и обеспечивать конкурентные преимущества бизнеса в условиях быстро меняющейся технологической среды.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины: формирование у обучающихся системного, междисциплинарного понимания феномена цифровой трансформации как ключевого фактора конкурентоспособности современных компаний и экономики в целом. Цель курса – подготовка студентов к работе в динамической среде непрерывных цифровых трансформаций общества, государства и бизнеса. В результате изучения данной дисциплины студент должен ориентироваться в современных цифровых трендах и технологиях, понимать структуру управления цифровой трансформацией, быть готовым участвовать в различных фазах таких трансформаций, знать основные риски, возникающие при ведении цифровых проектов, а также подходы к управлению указанными рисками. Задачи дисциплины: Изучить сущность, предпосылки и ключевые концепции цифровой трансформации, научиться отличать ее от цифровизации и оцифровки. Получить представление об основных сквозных цифровых технологиях (AI, Big Data, IoT, Cloud и др.) и их влиянии на бизнес. Проанализировать фундаментальные сдвиги в бизнес-моделях, вызванные цифровизацией, включая платформенные, сервисные и экосистемные подходы. Освоить методологию разработки стратегии цифровой трансформации, включая проведение аудита цифровой зрелости и построение дорожной карты. Изучить подходы к реинжинирингу основных и поддерживающих бизнес-процессов на основе современных цифровых решений. Понять критическую роль корпоративной культуры, человеческого капитала и управления изменениями для успеха трансформационных проектов. Проанализировать отраслевую специфику цифровой трансформации на примерах ключевых секторов экономики. Развить практические навыки командной работы, анализа бизнес-проблем, проектирования комплексных решений и публичной защиты проектов.
Планируемые результаты обучения
- Различает основные тренды и этапы цифровой трансформации Оценивает ключевые сквозные цифровые технологии и их бизнес-потенциал Применяет методики оценки цифровой зрелости компании Различает особенности цифровых платформ и цифровых экосистемы Применяет базовые инструменты управления проектами цифровой трансформации Различает бизнес-процессы и бизнес-модели с точки зрения потенциала их цифровизации Оценивает основные виды рисков (технологические, операционные, рыночные, регуляторные)
Содержание учебной дисциплины
- Понятие и сущность цифровой трансформации
- Ключевые технологии цифровой трансформации
- Трансформация бизнес-моделей в цифровую эпоху
- Стратегия цифровой трансформации
- Реинжиниринг бизнес-процессов и операций
- Организационная культура и человеческий капитал
- Цифровая трансформация в ключевых отраслях
- Будущее цифровой трансформации и новые вызовы
Элементы контроля
- Активность
- Групповой проект «Разработка проекта цифровой трансформации предприятия»Цель: Применение полученных теоретических знаний для анализа реальной компании и разработки комплексного проекта ее цифровой трансформации. Этап 1: Диагностический (Недели 1-3). Формирование команды, выбор отрасли и конкретного предприятия для анализа (на основе публичных данных: годовых отчетов, публикаций в СМИ, официального сайта). Анализ текущей бизнес-модели предприятия по шаблону Business Model Canvas. Проведение аудита цифровой зрелости по 5 измерениям (Стратегия, Клиентский опыт, Операции, Технологии, Культура), аргументируя оценки. Формулировка ключевых проблем, вызовов и «узких мест», препятствующих развитию компании. Этап 2: Проектный (Недели 4-9). Разработка стратегии цифровой трансформации для предприятия: формулировка видения, определение уровня амбиций, предложение ключевых KPI. Проектирование целевой бизнес-модели («to-be»), описание изменений в ключевых блоках Canvas. Предложение по реинжинирингу 1-2 ключевых бизнес-процессов с использованием релевантных цифровых технологий. Формирование высокоуровневой дорожной карты с 3-5 ключевыми инициативами, приоритизированными по матрице «Ценность vs. Сложность». Описание необходимых изменений в организационной культуре и подходов к управлению изменениями.
- Письменная работа
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.25 * Активность + 0.5 * Групповой проект «Разработка проекта цифровой трансформации предприятия» + 0.25 * Письменная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Машина, платформа, толпа : наше цифровое будущее, Макафи, Э., 2019
- Революция платформ : как сетевые рынки меняют экономику - и как заставить их работать на вас, Паркер, Дж., 2017
- Цифровая трансформация бизнеса : изменение бизнес-модели для организации нового поколения, Вайл, П., 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Взрывной рост : почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать), Исмаил, С., 2017
- Платформа : практическое применение революционной бизнес-модели, Моазед, А., 2019