Бакалавриат
2025/2026





Менеджмент: концепции и технологии 21 века
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Саидов Зокиржон Баходурович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Менеджмент: концепции и технологии 21 века» - первый шаг в профессиональную управленческую подготовку, это базовая дисциплина, которая закладывает фундамент для всех дальнейших управленческих курсов и практик.
Курс построен как управленческое путешествие — от понимания природы менеджмента до практики построения современных организаций и бизнес-экосистем.
Каждый раздел — это шаг в развитии управленческого мышления и профессиональной компетентности.
Дисциплина знакомит студентов с современным пониманием менеджмента как комплексной и междисциплинарной области знаний, объединяющей достижения экономики, социологии, психологии, инженерных и информационных наук. Менеджмент рассматривается как социально-технологическая практика, развивающаяся во взаимосвязи с наукой, технологиями, культурой и обществом. Особое внимание уделяется роли цифровой трансформации и искусственного интеллекта, которые изменяют способы анализа среды, принятия решений, организации труда и управления людьми.
Дисциплина «Менеджмент: концепции и технологии XXI века» находится в логической и содержательной взаимосвязи с курсовым проектом «SWOT-анализ», выполняемым обучающимися после завершения изучения дисциплины в рамках образовательной программы. В ходе освоения дисциплины у студентов формируется концептуальное и аналитическое понимание организации как открытой социально-технической системы, функционирующей во взаимодействии с динамичной внешней и внутренней средой.
Освоение и практическое применение инструментов анализа внешней и внутренней среды организации (SWOT-анализ, модель пяти сил М. Портера, PESTEL-анализ и др.) осуществляется в рамках курсового проекта, где данные инструменты используются для самостоятельного анализа выбранной организации под методическим руководством руководителя проекта.
Таким образом, связь дисциплины и курсового проекта носит последовательный и комплементарный характер: дисциплина формирует теоретическую и методологическую основу управленческого анализа, а курсовой проект обеспечивает прикладную отработку соответствующих аналитических инструментов.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов системного представления о менеджменте как современной теории и практике управления организациями в условиях быстро меняющейся экономики и цифровой трансформации. Курс направлен на осмысление ключевых концепций и технологий менеджмента, понимание их эволюции, факторов, повлиявших на формирование управленческих идей, а также освоение принципов системного видения организации, её структуры, процессов и внешнего окружения, развивает способность видеть менеджмент не только как набор инструментов, но как постоянно эволюционирующую интеллектуальную практику.
Планируемые результаты обучения
- Объясняет сущность менеджмента как профессиональной деятельности, его функции, уровни и роль в современных организациях, используя базовую управленческую терминологию
- Описывает и сопоставляет ключевые этапы эволюции управленческой мысли и основные школы менеджмента, объясняя связь управленческих концепций с социально-экономическим и технологическим контекстом эпох.
- Объясняет, как факторы внешней и внутренней среды организации влияют на управленческие решения, стратегический выбор и необходимость организационных изменений
- Формулирует миссию и цели организации и выполняет декомпозицию целей с использованием принципов SMART и дерева целей.
- Анализирует, моделирует и визуализирует бизнес-модель организации, выявляя взаимосвязи между ценностным предложением, клиентскими сегментами, ключевыми видами деятельности, ресурсами, партнёрами и финансовой моделью, а также определяя направления её развития и трансформации
- Объясняет принципы построения организационных структур, процессного управления и систем управления результативностью.
- Анализирует факторы, влияющие на поведение сотрудников и эффективность команд, включая мотивацию, лидерство и элементы организационной культуры
- Моделирует и визуализирует бизнес-процессы организации с использованием стандартных графических инструментов, выявляя возможности их улучшения.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Менеджмент в действии: природа, смысл и роль управления в XXI веке
- Раздел 2. Эволюция управленческих идей: от фабрик до цифровой эпохи
- Раздел 3. Среда организации: как понимать контекст и управлять изменениями
- Раздел 4. Стратегия и развитие: управление будущим компании
- Раздел 5. Проектирование организации: структура, роли и новые форматы управления
- Раздел 6. Люди и лидерство: энергия команды и культура взаимодействия
- Раздел 7. Управление процессами, операциями, результатами
Элементы контроля
- ТЕСТ 2Индивидуальный элемент текущего контроля, проводится в компьютерном классе в системе StartExam с использованием защищённого браузера SafeExam. Продолжительность теста — 30 минут. Количество вопросов — 20. Тест состоит из заданий закрытого типа с одним или несколькими правильными вариантами ответа. Формат заданий ориентирован на проверку понимания и осмысленного применения изученных концепций, моделей и инструментов, а не на воспроизведение отдельных фактов или определений. Значительная часть заданий направлена на проверку прочтения, понимания и интерпретации обязательных статей, указанных в программе дисциплины за 4 модуль. Успешное выполнение теста предполагает знакомство с содержанием этих материалов; без их предварительного изучения корректное выполнение заданий невозможно.
- ПОСЕЩАЕМОСТЬИндивидуальный элемент текущего контроля, контроль осуществляется путем фиксации присутствия студентов на каждом аудиторном занятия курса (лекциях и семинарах). Оценка выставляется не пропорционально, а на основе прогрессивной шкалы требований к дисциплине. Максимальный балл (10) присваивается только при отсутствии пропусков. При пропуске более 50% занятий (13 и более) элемент оценивается в 0 баллов, независимо от причин пропусков. Контроль посещаемости может осуществляться с использованием технических средств фиксации присутствия (в том числе QR-кодов), а также путем выборочных проверок фактического присутствия студентов в аудитории. В случае выявления факта недостоверного подтверждения посещаемости (включая, но не ограничиваясь, отметку о присутствии без фактического нахождения на занятии), оценка за элемент «Посещаемость» устанавливается равной 1 баллу, независимо от количества фактически посещённых занятий. Присутствие студента на занятии засчитывается при соблюдении всех следующих условий: • студент прибывает на занятие не позднее чем через 10 минут после его начала - опоздание более чем на 10 минут приравнивается к отсутствию на занятии; • студент присутствует на занятии до его окончания - досрочный уход с занятия без согласования с преподавателем приравнивается к отсутствию; • студент вовлечён в учебный процесс и следует формату занятия, определённому преподавателем. В ходе аудиторных занятий запрещается использование технических устройств (мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и иных гаджетов), если их использование не предусмотрено форматом занятия или прямым указанием преподавателя. Занятия собственной деятельностью, не связанной с учебным процессом (в том числе работа над заданиями по другим дисциплинам, личная переписка, просмотр контента, не относящегося к занятию), рассматривается как отсутствие учебной вовлечённости и может служить основанием для незачёта присутствия на занятии.
- ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕГрупповой элемент текущего контроля, задание выполняется на семинарском занятии в командах по 4-5 человек по теме «Анализ бизнес-модели организации». Формирование команд осуществляется внутри академической группы. Студенты получают кейсовое описание компании (отрасль, продукт/услуга, целевой клиент, ключевые операции, партнёры, каналы продаж, структура затрат и источники выручки). На основе материалов команды: [-] формулируют ценностное предложение и выделяют ключевые сегменты клиентов; [-] визуализируют текущую бизнес-модель в формате Business Model Canvas (или эквивалентного шаблона); [-] выявляют “узкие места” и противоречия бизнес-модели (несостыковки между ценностным предложением, каналами, ресурсами, затратами и монетизацией), а также ключевые риски (конкурентные, технологические, регуляторные); [-] разрабатывают улучшенную версию бизнес-модели (варианты изменения ценностного предложения, каналов, партнёрств, модели доходов/ценообразования), обосновывая предложенные изменения логикой создания ценности и устойчивости модели; [-] фиксируют итог в виде обновлённого Canvas и краткого пояснения “что изменили и почему”. Выбор инструментов должен быть обоснован и соответствовать логике анализа и поставленной задаче. Анализ ради анализа без содержательных выводов и рекомендаций не допускается -- результаты анализа должны приводить к осмысленным управленческим выводам и предложениям по развитию или трансформации бизнес-модели. Ограничения и допущения: [-] бюджетирование и финансовое моделирование (план продаж, расчёт маржи и т.п.) выполнять не требуется. Работа выполняется поэтапно и оценивается преподавателем в ходе семинарского занятия. Для проведения занятия используется формат хакатона с последовательной оценкой основных этапов выполнения задания. Каждая команда работает обособленно, итоговая публичная презентация не подразумевается (возможна сдача итогового файла/шаблона).
- ЭКЗАМЕНИндивидуальный элемент текущего контроля, проводится в компьютерном классе с использованием системы StartExam и защищённого браузера SafeExam. Продолжительность экзамена — 60 минут. Экзамен состоит из трёх вопросов открытого формата. В рамках ответов студент должен продемонстрировать умение применять изученные теории и инструменты в анализе и решении конкретных практических управленческих ситуаций, аргументируя выбор подходов и управленческих решений. Максимальное количество баллов: 10 В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. При прохождении экзамена студенты обязуются соблюдать протокол прохождения экзамена. В случае невозможности соблюдения требований протокола студент должен заранее поставить преподавателя в известность. При несоблюдении студентом протокола прохождения экзамена преподаватель готовит служебную записку о нарушении академических норм НИУ ВШЭ.
- ТЕСТ 1Индивидуальный элемент текущего контроля, проводится в компьютерном классе в системе StartExam с использованием защищённого браузера SafeExam. Продолжительность теста — 30 минут. Количество вопросов — 20. Тест состоит из заданий закрытого типа с одним или несколькими правильными вариантами ответа. Формат заданий ориентирован на проверку понимания и осмысленного применения изученных концепций, моделей и инструментов, а не на воспроизведение отдельных фактов или определений. Значительная часть заданий направлена на проверку прочтения, понимания и интерпретации обязательных статей, указанных в программе дисциплины за 3 модуль. Успешное выполнение теста предполагает знакомство с содержанием этих материалов; без их предварительного изучения корректное выполнение заданий невозможно.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.3 * ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ + 0.1 * ПОСЕЩАЕМОСТЬ + 0.1 * ТЕСТ 1 + 0.1 * ТЕСТ 2 + 0.4 * ЭКЗАМЕН
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Виханский О. С., Наумов А. И. - Менеджмент - 978-5-9776-0085-9 - Магистр - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2125913 - 2125913 - ZNANIUM
- Виханский О.С., Наумов А.И. - Менеджмент - 978-5-9776-0554-0 - Магистр - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2139996 - 2139996 - ZNANIUM
- Минцберг Г. - Менеджмент : Природа и структура организаций - 978-5-907394-79-7 - Альпина ПРО - 2021 - https://znanium.ru/catalog/product/2138133 - 2138133 - ZNANIUM
- Титов, В. Н. Теория и история менеджмента : учебник и практикум для вузов / В. Н. Титов, Г. Н. Суханова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 487 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05725-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561172 (дата обращения: 04.07.2025).