• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Старописьменный монгольский язык

Статус: Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается четыре года, со второго по пятый курс. Она является частью комплекса дисциплин, связанных с изучением основного восточного языка (монгольского) и опирается на теоретические курсы по теории и истории монгольского языка. Старописьменный монгольский язык, служивший основным средством коммуникации и письменного творчества в Монголии в период с XIII до середины XX веков, до сих пор продолжает играть важную роль в жизни монгольского общества. Без его детального изучения не может быть речи о сколь-нибудь глубоком понимании традиционной монгольской культуры. Старописьменный язык остается официальным языком Автономного района Внутренняя Монголия и некоторых других районов КНР. Основная цель курса – овладение студентом основными структурными особенностями старописьменного монгольского языка, позволяющее ему ориентироваться в чтении и переводе эпиграфических и литературных текстов, написанных на нем в период с ХIII до середины ХХ вв.; спецификой современного старописьменного языка внутренних монголов. В течение первого года обучения студенты знакомятся с графикой старописьменного монгольского языка, орфографией, овладевают навыками чтения и понимания адаптированных учебных текстов. На втором и третьем году обучения – студенты расширяют лексико-грамматические знания и навыки чтения, овладевают умением соотнесения старописьменного и современного языков. На четвертом – овладевают навыками чтения неадаптированных старописьменных текстов по различной тематике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина «Старописьменный монгольский язык» направлена на предоставление студентам знаний о структурных особенностях старописьменного монгольского языка, позволяющих ему ориентироваться в чтении и переводе эпиграфических и литературных текстов, написанных на нем в период с ХIII до середины ХХ вв., а также литературы Автономного района Внутренняя Монголия КНР, где он является официальным языком до настоящего времени. Целью программы является получение студентами устойчивых навыков в чтении и переводе буддийских, исторических, литературных и других сочинений письменного наследия монголов: · овладение графическими особенностями старописьменного монгольского языка, получение навыков письма · изучение основных правил старописьменного языка, продиктованных фонологическими и морфологическими особенностями монгольского языка · овладение навыками работы со словарями, как двуязычными (монгольско-русскими, монгольско-английскими), так и толковыми · получение фундаментальных навыков чтения и перевода старописьменных текстов
  • овладение навыками работы со словарями, как двуязычными (монгольско-русскими, монгольско-ан¬глийскими), так и толковыми
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выработка навыков чтения и записи именных форм
  • Выработка навыков чтения и записи местоимений и числительных
  • овладение навыками чтения долгих гласных, лексических единиц твердого и мягкого рядов
  • овладение первичными графическими навыками, изучение принципов транслитерации
  • Правильное понимание и использование всех причастий, деепричастий.
  • Правильное понимание и использование всех форм глагола.
  • Правильное понимание и использование неизменяемых слова, послелогов, союзов, частиц.
  • владеет графикой классического старописьменного монгольского языка
  • свободно пользуется бумажными и электронными словарями старописьменного монгольского языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Жанры монгольской исторической литературы
  • Традиции в летописях монголов
  • Монгольские летописи ХVII–XIX вв.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Проверочные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Работа в аудитории
  • 2025/2026 4th module
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Работа в аудитории
  • 2026/2027 2nd module
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Работа в аудитории
  • 2026/2027 4th module
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Работа в аудитории
  • 2027/2028 3rd module
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Работа в аудитории
  • 2027/2028 4th module
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Работа в аудитории
  • 2028/2029 2nd module
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Работа в аудитории
  • 2028/2029 4th module
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Работа в аудитории
  • 2029/2030 2nd module
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Работа в аудитории
  • 2029/2030 3rd module
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Работа в аудитории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Halliday, M. A. K. (1955). A study of the language of the Chinese version of the Secret history of the Mongols.
  • Janhunen, J. A. (2012). Mongolian. John Benjamins Publishing Company.
  • Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
  • Введение в источниковедение буддизма : Индия, Тибет, Монголия, Харькова, Е. Ю., 2019
  • Восемнадцать степных законов : памятник монгол. права ХVI-ХVII вв.: монгол. текст, транслитерация монгол.текста, , 2002

Авторы

  • Цендина Анна Дамдиновна