Бакалавриат
2025/2026




Новейшая социальная теория: критическое осмысление современности
Статус:
Курс по выбору (Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ)
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Моисеев Дмитрий Сергеевич
Язык:
русский
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Новейшая социальная теория: критическое осмысление современности» направлена на ознакомление студентов Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ с наиболее актуальными направлениями критического социально-философского анализа ключевых проблем современных развитых обществ. Помимо формирования у студентов общего представления о современных (ХХ – XXI вв.) социальных теориях, проблематизирующих как классические (власть, свобода, неравенство, общее благо и т.д.), так и новейшие (глобализация, общество потребления, биополитика, миграция, гендер и т.д.) вопросы политической философии и социальной теории, курс направлен на развитие у студентов навыков критического мышления, аргументации, академического письма, работы с источниками социально-философской мысли на русском и английском языках. Список изучаемых тем и рекомендуемой литературы составлен с учетом наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня и полного спектра критического социально-философского анализа данных проблем с различных точек зрения и разных философских позиций. Таким образом, курс помимо теоретической имеет и значительную практическую значимость – по итогам его изучения студент будет обладать широким арсеналом аналитических инструментов для формирования собственной точки зрения на проблематичные феномены современного мира, обладать базовым дискурсивным словарем, призванным помочь сориентироваться в непростых экзистенциальных и социально-политических ситуациях.
Цель освоения дисциплины
- Помимо формирования у студентов общего представления о современных (ХХ – XXI вв.) социальных теориях, проблематизирующих как классические (власть, свобода, неравенство, общее благо и т.д.), так и новейшие (глобализация, общество потребления, биополитика, миграция, гендер и т.д.) вопросы политической философии и социальной теории, курс направлен на развитие у студентов навыков критического мышления, аргументации, академического письма, работы с источниками социально-философской мысли на русском и английском языках. Список изучаемых тем и рекомендуемой литературы составлен с учетом наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня и полного спектра критического социально-философского анализа данных проблем с различных точек зрения и разных философских позиций. Таким образом, курс помимо теоретической имеет и значительную практическую значимость – по итогам его изучения студент будет обладать широким арсеналом аналитических инструментов для формирования собственной точки зрения на проблематичные феномены современного мира, обладать базовым дискурсивным словарем, призванным помочь сориентироваться в непростых экзистенциальных и социально-политических ситуациях.
Планируемые результаты обучения
- Формирование у студентов общего представления о современных (ХХ – XXI вв.) социальных теориях.
- Понимание студентами классических проблем политической философии, таких как "власть", "свобода", "неравенство", "общее благо".
- Понимание студентами новейших проблем политической философии и социальной теории: "глобализация", "общество потребления", "биополитика", "миграция", "гендер".
- Развитие у студентов навыков критического мышления, аргументации, академического письма.
- Усвоение студентами аналитических инструментов для формирования собственной точки зрения на проблематичные феномены современного мира, обладать базовым дискурсивным словарем, призванным помочь сориентироваться в непростых экзистенциальных и социально-политических ситуациях.
- Приобретение студентами навыков работы с источниками социально-философской мысли на русском и английском языках.
Элементы контроля
- Контроль активностиОценка за активность на семинарах – неблокирующий элемент контроля, подлежащий пересдаче (в виде письменных отработок пропущенных студентом семинаров в форме небольших эссе); в общей оценке весит 52%. Курс мотивирует студентов к активному участию в семинарских занятиях в различных формах: подготовка докладов и презентаций по темам лекций, участие в дискуссиях на семинарах. Выступление на лекции с докладом или презентацией по одной из тем лекции весит 15% от итоговой оценки (15 баллов), активное участие в дискуссии в течение семинара весит еще 2% (2 балла; студент не может получить более 2 баллов за один семинар). Таким образом, студент не может сдать курс на оценки «хорошо» и «отлично», пренебрегая работой на семинарах; при этом студент не может получить более 52% за курс в рамках активности по данному элементу контроля. Студенты могут готовить доклад / презентацию по теме семинаров вдвоем. В таком случае, каждый из докладчиков получит 7,5 баллов (15 / 2 = 7,5) за подготовку доклада и выступление на лекции. В случае пропуска студентом семинара ему дается возможность отработать тему пропущенного семинара в заочной форме путем написания небольшого эссе (2000 – 3000 знаков с пробелами) по теме пропущенного семинара; в случае удовлетворительного изложения студентом основных тезисов темы семинара, ему начисляется 2 балла за пропущенный по уважительной причине семинар (оценивается как «активное участие в дискуссии в течение семинара»). Пример подсчета оценки за активность на семинарах: студент А. в течение курса дважды выступил с докладом / презентацией в одиночку, а также 6 раз принял участие в дискуссии с содержательными комментариями / замечаниями. По данному элементу оценивания он получит 15 + 15 + (6х2) = 42 балла из 52 возможных, т.е. 80% (оценка за активность на семинарах) от максимально возможного балла. В итоговой оценке данный результат будет учтен как 0.8 х 0.52 (максимальный вес активности на семинарах) = 0.42, или 42% из 52 возможных по данному элементу оценивания.
- Контроль посещаемостиОценка за посещаемость – неблокирующий элемент контроля, не подлежащий пересдаче; в общей оценке весит 8%. Учитывая, что курс состоит из 30 очных занятий (15 лекций, 15 семинаров), за посещение каждого ставится один балл. 30 баллов дают 8% в итоговую оценку, т.е. посещение одного занятия весит 0.0026% от итоговой оценки. Пример подсчета оценки за посещаемость: студент А. посетил 18 из 30 занятий в течение курса. Ему начисляется 18 баллов из 30 возможных, т.е. 60% (оценка за посещаемость) от максимально возможного балла. В итоговой оценке данный результат будет учтен как 0.6 х 0.08 (максимальный вес посещаемости) = 0.05, или 5% из 8 возможных по данному элементу оценивания.
- Итоговое эссеОценка за итоговое эссе – блокирующий элемент контроля, подлежащий пересдаче; в общей оценке весит 40%. Отсутствие сданного в срок эссе автоматически ведет к пересдаче предмета даже в случае, если студент набрал все 60% по неблокирующим элементам контроля. По итогам курса студент обязан продемонстрировать полученные знания, своевременно представив собственное рассуждение по одной из тем курса в письменном эссе объемом от 10 000 до 15 000 знаков с пробелами. Пример подсчета оценки за итоговое эссе: студент А. написал и своевременно сдал эссе, которое было оценено преподавателем на 8/10, т.е. на 80% от максимально возможного балла. В итоговой оценке данный результат будет учтен как 0.8 х 0.4 (максимальный вес оценки за итоговое эссе) = 0.32 или 32 из 40 возможных по данному элементу оценивания. Пример подсчета итоговой оценки: студент А. получил 0.04 по первому элементу контроля, 0.42 по второму элементу контроля, 0.32 по третьему элементу контроля. Итоговая оценка = 0.04 + 0.42 + 0.32 = 0.78, т.е. 78% от максимального балла. Путем округления вверх в соответствии со шкалой оценивания (см. ниже) – 78% => 8/10 «почти отлично» => 5/5, «отлично».
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.4 * Итоговое эссе + 0.26 * Контроль активности + 0.26 * Контроль активности + 0.04 * Контроль посещаемости + 0.04 * Контроль посещаемости
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "Нужно защищать общество" : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учеб. году, Фуко, М., 2005
- Благими намерениями государства : почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни, Скотт, Дж., 2011
- Компедиум по общей социологии, пер. с итальян. А. А. Зотова ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 511 с., Парето, В., 2007
- Кризис современного мира, Генон, Р., 2008
- Культурная индустрия: просвещение как способ обмана масс, пер. с нем. - 978-5-91103-276-0 - Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор - 2016 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/371784 - 371784 - iBOOKS
- Общество потребления. Его мифы и структуры : [пер. с фр.], Бодрийяр Ж., Самарская Е.А., 2006
- Одномерный человек, Маркузе, Г., 2003
- Оседлать тигра, Эвола, Ю., 2005
- По ту сторону прав человека : в защиту свобод, Бенуа, А. де, 2015
- Рождение биополитики : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учебном году, Фуко, М., 2010
- Социология политической партии в условиях современной демократии : исследование олигархических тенденций в совместной жизнедеятельности, Михельс, Р., 2022
- Фуко, М. Говорить правду о самом себе. Лекции, прочитанные в 1982 году в Университете Виктории в Торонто : монография / М. Фуко. — Москва : Дело РАНХиГС, 2021. — 336 с. — ISBN 978-5-85006-257-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/199064 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Искусство быть неподвластным : анархическая история высокогорий Юго -Восточной Азии, Скотт, Дж. С., 2017
- Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, Фуко, М., 2015