• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский семинар

Когда читается: 4-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (НИС) является обязательной дисциплиной для студентов четвертого года обучения Совместной программы по экономике ВШЭ-РЭШ. Длительность дисциплины составляет 2 семестра. В течение учебного года студенты постепенно работают над прогрессом своего исследования, которое в июне будет представлено на защите выпускной квалификационной работы в рамках ГИА.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научно-исследовательский семинар (НИС) является обязательной дисциплиной для студентов четвертого года обучения Совместной программы по экономике ВШЭ-РЭШ. Длительность дисциплины составляет 2 семестра. В течение учебного года студенты постепенно работают над прогрессом своего исследования, которое в июне будет представлено на защите выпускной квалификационной работы в рамках ГИА.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Критерии оценки научных источников (актуальность, надежность, цитируемость).
  • Структуру и логику построения литературного обзора (тематический, хронологический, методологический подходы).
  • Проводить системный поиск литературы по теме исследования.
  • Владеть: Навыками работы с референс-менеджерами Методами академического письма (парафраз, цитирование, избегание плагиата). Приемами визуализации литературы (синтетические таблицы, концептуальные схемы).
  • Знать: Основные компоненты Research Proposal (актуальность, цели, методы, план). Критерии научной обоснованности гипотез и методологии. Принципы академической этики и требования к оформлению.
  • Уметь: Формулировать четкие исследовательские вопросы/гипотезы, соответствующие теме. Обосновывать выбор методов (эконометрика, case study, эксперименты и пр.). Планировать этапы исследования (сбор данных, анализ, верификация результатов). Аргументировать научную и практическую значимость проекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Работа над Обзором литературы
  • Работа над Проектом исследования (Research Proposal)
  • Работа над первым драфтом ВКР
  • Подготовка к презентации результатов исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Обзор литературы
  • блокирующий Research proposal
  • блокирующий Первый драфт ВКР
  • неблокирующий Презентация результатов работы – предзащита
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * Research proposal + 0.25 * Обзор литературы + 0.25 * Первый драфт ВКР + 0.25 * Презентация результатов работы – предзащита
  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Research proposal + 0.25 * Обзор литературы + 0.25 * Первый драфт ВКР + 0.25 * Презентация результатов работы – предзащита
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kivunja, C. (2016). How to Write an Effective Research Proposal for Higher Degree Research in Higher Education: Lessons from Practice. International Journal of Higher Education, 5(2), 163–172. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1099810
  • Как написать и защитить ВКР : учебно-методическое пособие / А. А. Осипова, А. И. Дмитрова, Т. В. Иванова [и др.]. — Москва : МПГУ, 2021. — 56 с. — ISBN 978-5-4263-1038-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/253109 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Каракчиева, В. Л. Академическая презентация. Academic Presentation : учебное пособие / В. Л. Каракчиева, О. Г. Орлова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2020. - 92 с. - ISBN 978-5-7782-4319-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1869244
  • Хведченя, Л. В. Академическое письмо = Academic Writing : учебно-методическое пособие / Л. В. Хведченя , под редакцией Л. В. Хведчени. — Минск : БГУ, 2019. — 113 с. — ISBN 978-985-566-701-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180569 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chapin, P. G. (2004). Research Projects and Research Proposals : A Guide for Scientists Seeking Funding. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=164360
  • PowerPoint 2007. Эффективные презентации на компьютере - 978-5-91180-796-2 - Вашкевич Э. В. - 2010 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/21840 - 21840 - iBOOKS
  • Swales, J. M., & Feak, C. B. (2001). Academic Communications and the Graduate Student. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3E2EACE3
  • ЧУЙКОВА ЭЛИНА СЕРГЕЕВНА. (2016). Академическое Письмо: Какое Содержание Актуально Для России? Высшее Образование в России, 12.
  • Шинкаренко, Е. А. Академическое письмо : учебно-методическое пособие / Е. А. Шинкаренко. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2020. — 81 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/191824 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Мальбахова Диса Анзоровна
  • Антонова Екатерина Сергеевна