• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Профориентационный семинар "Профессия менеджера в современном мире"

Язык: русский
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина относится к блоку дисциплин по проектной/исследовательской работе и формирует у студентов базовые знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера в рамках бакалаврской программы по направлению 38.03.02 «Менеджмент». Программой дисциплины предусмотрено: (а) изучение основ управленческой деятельности и новых требований компетенциям менеджеров в условиях цифровой экономики: цифровых платформ, работы с данными и использованием ИИ; (б) проведение практических занятий / мастер-классов менеджерами ведущих российских и международных компаний; (в) первичное тестирование по методике DISC для выявления типа личности/поведения с последующим определением направлений саморазвития студентов для успеха в профессии менеджера.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с будущей профессией
  • Подготовка к выбору траектории карьерного развития
  • Определение направлений саморазвития студента(ки) как будущего менеджеров на основе выявления типа личности/поведения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые понятия управленческой деятельности
  • Знает историю возникновения и эволюцию профессии менеджера
  • Знает общие характеристики и основные различия менеджмента в трех секторах экономики
  • Знает уровни и функциональные области менеджмента в организации
  • Может сравнивать новые тенденции в развитии профессии менеджера с традиционными подходами в управленческой деятельности
  • Может сравнивать различные траектории карьерного развития менеджера, в том числе по профилям бакалаврских программ ВШБ по направлению «Менеджмент»
  • Различает базовые компетенции менеджера и новые требования к управленческим компетенциям в условиях Четвертой промышленной революции
  • Умеет выделять основные поведенческие типы личностей, актуальные в управлении бизнесом
  • Умеет применять типологию личностей к анализу состоявшихся карьер менеджеров и определению направлений саморазвития как будущего менеджера
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в профориентационный семинар «Профессия менеджера в современном мире» и в профессию менеджера.
  • Современные тенденции в профессиональном менеджменте
  • Профессия менеджера и типология личностей
  • Карьерное развитие менеджеров и рынок управленческих кадров
  • Введение в профили программы «Управление бизнесом»
  • Введение в профессии менеджера по маркетингу, по логистике и управлению цепями поставок и по управлению проектами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой проект
    — Состав: 3–4 человека; визит на экскурсию; 90-сек. видео-отчёт встроен в презентацию. Критерии: анализ роли функции/отдела в бизнес-модели (35%), рекомендации по развитию компетенций (DISC-связка) (25%), качество полевого наблюдения/видео (20%), логика презентации и ответы на вопросы (20%).
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме задания, состоящего из 20 вопросов с выбором ответа и 4 открытых вопросов. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за экзаменационное задание, составляет 40. Оценка за экзамен определяется как сумма баллов за вопросы с выбором ответа и открытые вопросы. Экзамен является блокирующим элементом: минимальный балл для получения положительной оценки — 16. Если студент набирает 15 баллов и меньше, он обязан пересдать экзамен. Итоговая оценка формируется как сумма баллов, делённая на 4. Оценка за экзамен не округляется.
  • неблокирующий Тесты
    10 вопросов в тесте. Тесты проводятся без предупреждения через LMS с мобильного телефона, фиксируется IP ВШЭ (WiFi) и время ответа.
  • неблокирующий Эссе
    — Часть A (5%) — в аудитории через Safe Exam Browser, 30 минут, одна концентрированная управленческая тема из списка (по книгам/лекциям). Критерии: корректность аргумента (40%), связь с материалами курса (40%), ясность языка (20%). — Часть B (5%) — рефлексия по книгам, 800–1000 слов, обязательна приложенная «карточка промпта» (скрин + 3–5 предложений о роли ИИ). Критерии: глубина понимания (40%), самостоятельный вклад (30%), корректная атрибуция ИИ (20%), оформление (10%).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.15 * Групповой проект + 0.15 * Тесты + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 17864 - Alpina - Стили менеджмента – эффективные и неэффективные - И. Адизес - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17864
  • 17991 - Alpina - Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности - С.Р.Кови; Ю. Абросимов - Альпина Паблишер - 9785961431056 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17991
  • 21843 - Alpina - Искусственный интеллект — для вашего бизнеса: Руководство по оценке и применению - Э.Берджесс - Альпина ПРО - 9785907394001 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21843
  • Блуммарт, Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Тью Блуммарт, Стефан ван ден Брук при участии Эрика Колтофа ; пер. с англ. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 204 с. - ISBN 978-5-96142-063-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1077977
  • Русская модель управления - lebedev_002 - А. П. Прохоров - 2011 - Москва: Студия Артемия Лебедева - https://ibooks.ru/bookshelf/372229 - 372229 - iBOOKS
  • Цифровая трансформация : как выжить и преуспеть в новую эпоху, Сибел, Т., 2021
  • Четвертая промышленная революция — (Top Business Awards) - 978-5-699-90556-0 - Шваб К. - 2016 - Москва: Эксмо - https://ibooks.ru/bookshelf/372213 - 372213 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Branislav Mičieta, Vladimíra Biňasová, Marta Kasajová, & Honorata Howaniec. (2020). Business Model Canvas as a Tool of Manager 4.0. Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Humanitas. Zarządzanie, 28(1), 51–64. https://doi.org/10.5604/01.3001.0014.1235
  • Doronin Andrii V., & Doronin Stepan A. (2018). The Model of Manager in the New Economy. Bìznes Inform, 1(480), 312–318.
  • Economy, P. (2020). Wait, I’m the Boss?!? : The Essential Guide for New Managers to Succeed From Day One. Career Press.
  • Robert W. Gallant. (2020). How to Be a Manager : A Practical Guide to Tips and Techniques. CRC Press.
  • T. Kondratyuk V., & Т. Кондратюк В. (2018). Fourth Industrial Revolution: What Competences Are Necessary for Employees? ; Четвертая Промышленная Революция: Какие Компетенции Необходимы Сотрудникам? https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-66-79

Авторы

  • Герами Виктория Дарабовна
  • Царьков Игорь Николаевич
  • Кнатько Дмитрий Михайлович
  • Горчаков Климент Александрович