Бакалавриат
2025/2026





Управление экономикой стартапа
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Феодосиади Нина Владимировна
Язык:
русский
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина развивает навыки анализа и принятия решений в экономике стартапов.
Дисциплина «Управление экономикой стартапа» является одним из ключевых элементов предпринимательского трека образовательной программы «Управление бизнесом» и направлена на формирование у студентов комплексного понимания экономических основ создания, развития и масштабирования инновационного бизнеса.
Целью освоения дисциплины является умение выстраивать целостную систему управления экономикой развивающейся организации на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных в рамках дисциплин по предпринимательству, маркетингу, продуктовой аналитике, финансам и менеджменту.
Студенты смогут разрабатывать экономические модели, управлять ресурсами и оценивать перспективы роста стартап-проектов. Студенты освоят навыки построения системы управления экономикой стартапа с позиции разных стейкхолдеров, научатся принимать обоснованные финансовые и стратегические решения, моделировать экономику стартапа, оценивать его стоимость на разных стадиях развития, разрабатывать стратегии привлечения капитала и поймут принципы и рычаги управления капитализацией развивающейся компании.
Цель освоения дисциплины
- 1. Научиться выстраивать целостную систему управления экономикой развивающейся организации.
- 2. Научиться объединять и комбинировать инструменты анализа и прогнозирования с целью вывода продукта/компании на рынок, управления показателями развития продукта и связи их с показателями успешности компании (целевые показатели деятельности организации).
- 3. Сформировать комплексное понимание экономических основ создания, развития и масштабирования инновационного бизнеса.
- 4. Научиться смотреть на проекты и продукты с позиции разных стейкхолдеров, в том числе представлять инвесторам и акционерами экономически обоснованные перспективы развития стартапа/продукта.
- 5. Научиться применять подходы к оценке стартапов, учитывая различные бизнес-модели и стадии жизненного цикла.
Планируемые результаты обучения
- 1. Конструирует систему PI/OKR/BS-Card для всей компании, связывая продуктовые, финансовые, операционные и HR-метрики для комплексной оценки состояния бизнеса.
- Объясняет жизненный цикл стартапа (Pre-seed → Series C) и основные модели монетизации (например, B2C/B2B SaaS, Marketplace, DeepTech), а также экономические особенности каждой стадии.
- Анализирует варианты ценообразования (Freemium, Tiered, Usage-based) и их влияние на общую экономическую модель и финансовые показатели компании, используя данные unit-экономики.
- Моделирует экономику стартапа, интегрируя unit-экономику продуктов и MVP-бюджет в общую финансовую модель компании (P&L, CF)
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в курс. Модели управления экономикой стартапов и новых продуктов с учетом венчурной и корпоративной экосистемы
- Тема 2. Модели ценообразования и их влияние на экономику стартапа
- Тема 3. Расчет и интеграция юнит-экономики продукта в финансовую модель компании
- Тема 4. Особенности подготовки и анализа финансовой модели стартап-проекта
- Тема 5. Оценка стоимости стартапа на разных стадиях зрелости. Связь бизнес-модели и метрик для управления экономикой и капитализацией стартапа.
- Тема 6. Экономика стартапа с точки зрения инвесторов и рынка.
Элементы контроля
- Экзамен (индивидуальный)Заключительное тестирование, оценивающее глубину понимания студентами всех аспектов Управления экономикой стартапа. Проводится в форме письменного теста длительностью 90 минут в системе SafeExam. Включает закрытые и открытые вопросы, в том числе вопросы по теории, ситуационные задачи, задачи по расчету юнит-экономики стартапа, вопросы, основанные на учебных кейсах, использованных на семинарах, или на отдельном учебном кейсе, специально подобранном для экзамена по диагностике экономики стартапа.
- Активность на занятиях (лекции и семинары)Включает оценку работы студента на лекциях и семинарах (решение учебных кейсов, квизов, практических заданий по тематике курса, устные ответы или доклады, командная работа, участие в бизнес-играх и т.д.), оценку за 3 контрольные работы.
- Групповой проектКоманды по 5 человек формируются внутри семинарской группы преподавателем. Задача сформированной команды – в разработке проекта экономического развития стартап-компании (или проекта / продукта) для очередного раунда перед инвестором / корпоративным партнером. Команда за 4 недели должны разработать 3-летнюю финансовую модель, pitch-deck и 10 мин выступление. Задания между командами распределяет преподаватель случайным образом.
- Индивидуальное эссеЗадание для индивидуального эссе уточняется по результатам входного тестирования. Базовые варианты задания: выбрать для анализа российские стартапы / проекты / продукты, которые в течение 2020 – 2025 года привлекли финансирование от венчурных фондов / бизнес-ангелов / корпораций, либо продали свой проект внутрь компании. Проанализировать стадию жизненного цикла компании, экономические показатели, построить модель оценки компании и провести анализ сделки с инвестором. Обосновать модель предлагаемой оценки компании, планируемые метрики, синхронизировать это с бизнес-моделью и планами команды. Полный текст задания, критерии оценки эссе, количество знаков и сроки загрузки доводятся до студентов через ЛМС не позднее третьего занятия.
- Посещаемость занятийФиксация присутствия на лекциях и семинарах
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Активность на занятиях (лекции и семинары) + 0.2 * Групповой проект + 0.1 * Индивидуальное эссе + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.4 * Экзамен (индивидуальный)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 337 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14499-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560646 (дата обращения: 04.07.2025).
- Козловская Э.А., Яковлева Е.А., Бучаев Я.Г. и др. - Экономика и управление инновациями - 978-5-16-017367-2 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2128109 - 2128109 - ZNANIUM
- Стартап : настольная книга основателя, Бланк, С., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- 21805 - Корпоративный стартап: Как создать инновационную экосистему в крупной компании - Д.Тома; Т.Вики; Э.Гонс - Альпина Паблишер - 9785961440515 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21805 - Alpina
- 24021 - Повелители корпоративного венчурного капитала: Реальные истории корпоративных инвесторов - Э.Романс - Альпина ПРО - 9785206000559 - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/24021 - Alpina
- 337 - Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях - Д.М.Бишоп; Ф.Ч.Эванс - Альпина Паблишер - 9785961424119 - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/337 - Alpina
- Азоев, Г. Л., Маркетинговые технологии масштабирования бизнеса инновационного стартапа : монография / Г. Л. Азоев, Е. В. Сумарокова. — Москва : Русайнс, 2023. — 124 с. — ISBN 978-5-466-05166-7. — URL: https://book.ru/book/952741 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Баранчеев, В. П. Управление инновациями : учебник для вузов / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 724 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17991-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559634 (дата обращения: 04.07.2025).
- Измеряйте самое важное : как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR, Дорр, Дж., 2021
- Оценка компаний при слияниях и поглощениях : создание стоимости в частных компаниях, Эванс, Ф. Ч., 2009
- Оценка стоимости технологий: проблемы бизнеса и финансов в мире исследований и разработок, Боер, Ф., 2007
- Пол Нивен, Бен Ламорт - Цели и ключевые результаты - 9785001692041 - МИФ - 2021 - https://hse.miflib.ru/#/book/25920 - 25920
- Романс, Э. Повелители корпоративного венчурного капитала : Реальные истории корпоративных инвесторов. Как получить доступ к инновациям стартапов и как получить финансирование : практическое руководство / Э. Романс. - Москва : Альпина ПРО, 2022. - 269 с. - ISBN 978-5-907534-04-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1904822
- Стоимость компаний: оценка и управление, Коупленд, Т., 2008
- Ха-Джун Чанг - Как устроена экономика - 9785001170020 - МИФ - 2017 - https://hse.miflib.ru/#/book/11740 - 11740
- Цели и ключевые результаты : полное руководство по внедрению OKR, Нивен, П., 2021
- Эванс, Ф. Ч. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях Учебное пособие / Эванс Ф.Ч., Бишоп Д.М., Шматов А., - 4-е изд. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 332 с. ISBN 978-5-9614-5021-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/915882