• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Логика и критическое мышление

Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

В мире, где информация стала главной ценностью, а производство знаний важнее и фундаментальнее, чем производство товаров и услуг, главным вопросом оказывается уже не «где нам найти информацию?», а «что нам с ней делать?». Причем этот вопрос стоит перед нами не в теоретическом, а в практическом аспекте. Можно бесконечно расширять свои знания, в том числе и знания о знаниях, но так и не научиться ими пользоваться. Курс «Логика и критическое мышление» не предлагает вам готовый комплект новых теоретических знаний. Он предназначен для того, чтобы вы лучше ориентировались в тех знаниях, которые у вас уже есть, и тех, которые вам придется получать в течение всей жизни. Он направлен на развитие навыков активного и целенаправленного анализа, оценки, сравнения и интерпретации информации, полученной из различных источников, а также ее применения в качестве ориентира для выработки убеждений и принятия решений. Как нас обманывают наши восприятия? Всегда ли можно доверять собственной памяти? На основании чего мы на самом деле принимаем свои решения? Кто и как манипулирует динамикой наших убеждений? Разобраться в этих вопросах и выработать на их основе практические навыки ориентирования в мышлении – главная задача данного курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • содействовать формированию и повышению логической культуры студентов, развитию у них навыков критического мышления и обоснованного рассуждения
  • дать базовые логические знания, сформировать четкое и ясное представление о формах мышления, видах и критериях правильных рассуждений, основных логических законах, ключевых логических понятиях и операциях
  • сформировать у студентов понимание места логики в системе когнитивных наук, а также ее роли в развитии современной философии
  • привить практические навыки решения логических задач и упражнений, построения выводов, выполнения таких логических операций, как определение и классификация
  • научить студентов четко распознавать логические ошибки и просчеты
  • ознакомить студентов с основами теории аргументации и логическими приемами аргументативного дискурса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание и умение использовать в ходе дискуссии тактические приемы дискуссии. Умение соблюдать кооперативность диалога: соблюдение максим Грайса, распознавание коммуникативных импликатур
  • Знакомство с основными способами мунипуляции мнением. Умение изобличать и противостоять им.
  • Знание структуры аргумента и умение тщательно прорабатывать все ее элементы. Следование принципам SExI и RAS.
  • Знание структуры аргументации. Умение строить ее корректно. Умение строить аргумент-карты. Способность различать типы диалога и выстраивать диалог по той схеме, которая наиболее соответствует его целям
  • Знание уловок и ошибок, совершаемых в аргументации. Умение избегать их при построении собственной аргументации и изобличать - в чужой.
  • Понимание значения вероятности в принятии решений и построении аргументации. Знание формулы Байеса.
  • Понимание логического следования. Знание и умение использовать основные способы дедуктивных рассуждений.
  • Понимание целей, особенностей и основных характеристик критического мышления
  • Понимание, что такое знание и чем знание отличается от веры и мнения.
  • Знать основные признаки научной теории. Понимание научных методов, умение использовать их по мере необходимости.
  • Овладеть навыками критического мышления, чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках, отличать информацию от дезинформации, отделять важное от неважного, а полезное от бесплодного, организовывать и систематизировать информацию. Развить навыки критического чтения, устной и письменной речи, умение анализировать сложные тексты и правильно организовывать собственные, улучшить навыки публичных выступлений.
  • Понимать значение вероятностей в жизни и аргументации. Понимание формулы Байеса, умение эффективно применять ее для анализа поступающий данных.
  • Понимать логическое следование. Различать дедуктивные и недедуктивные способы рассуждения. Эффективно использовать их в аргументации.
  • Понимать сложность и многозначность языка. Уметь различать нарушение принципов теории именования.
  • Различать кооперативные и некооперативные диалоги. Соблюдать максимы Грайса. Различать коммуникативные импликатуры и пресуппозиции. Уметь корректно формулировать вопросы и ответы.Разоблачать основные ошибки и уловки в вопросно-ответной процедуре: провокационные вопросы, недоопределенные вопросы, парадоксальные вопросы, бессмысленные вопросы, подмена вопроса, нерелевантные ответы, тавтологические ответы, уклонение от ответа.
  • Распознавать когнитивные искажения и уметь избегать их. Понимать и отслеживать, какая из систем (1 или 2) является ведущей в том или ином процессе познания.
  • Умение владеть понятиями, различать их виды. Эффективно использовать при формулировке тезиса и построении аргументации.
  • Умение использовать методы установления причинных связей. Понимание, в чем суть действующей причины.
  • Умение корректно строить аргументацию. Избегать самому и изобличать у других аргументативные уловки и ошибки. Понимать, какой тип диалога необходим в той или иной ситуации. Соблюдать максимы Грайса, узнавать импликатуры,
  • Уметь корректно формулировать определения, объединять их в непротиворечивые множества. Осознавать значимость определения как инструмента академической и аргументативной деятельности
  • Определять текст как коммуникативное событие, различать речевые акты и коммуникативные стратегии в различных дискурсивных практиках
  • Овладеть навыками критического мышления, чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках, отличать информацию от дезинформации, отделять важное от неважного, а полезное от бесплодного, организовывать и систематизировать информацию. Развить навыки критического чтения, устной и письменной речи, умение анализировать сложные тексты и правильно организовывать собственные, улучшить навыки публичных выступлений.
  • Распознаёт когнитивные искажения и уметь избегать их. Понимает и отслеживает, какая из систем (1 или 2) является ведущей в том или ином процессе познания.
  • Умение корректно строить аргументацию. Избегать самому и изобличать у других аргументативные уловки и ошибки. Понимать, какой тип диалога необходим в той или иной ситуации. Соблюдать максимы Грайса, узнавать импликатуры
  • Понимает сложность и многозначность языка. Умеет различать нарушение принципов теории именования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Как ориентироваться в мышлении? Введение
  • 2. Научный метод
  • 3. Когнитивные искажения
  • 4. Путеводитель по лжи. Способы формирования, обнаружения и устранения ложной информации.
  • 5. Аргументация и убеждение
  • 6. Как построить хороший аргумент
  • 7. Ошибки и уловки в аргументации
  • 8. Стратегия и тактика аргументации
  • 9. Дедукция
  • 10. Вероятностная логика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 18472 - Alpina - Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение - Т.Чатфилд - Альпина Паблишер - 9785961420920 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18472
  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008

Авторы

  • Селиверстов Владимир Валерьевич