• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Теория отраслевой организации

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория отраслевой организации» направлен, с одной стороны, оценить роль конкуренции в развитии экономики через анализ фирм (как крупных, так и мелких), оценить влияние размера фирм на объем инноваций, их прибыли. С другой стороны, оценить роль конкуренции в развитии экономики через анализ структуры рынков, а также для целей экономической политики. Курс создает основу для развития компетенций в разных областях. Курс позволит обогатить свои знания о закономерностях конкуренции и конкурентных преимуществах фирм на рынках разных типов. Позволит обогатить знания в изучении проблем государственной политики, познакомиться с концептуальной базой и проблемами реализации двух ключевых направлений конкурентной политики: применения антимонопольного законодательства и реформирования рынков в отраслях естественных монополий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выявлять проблемы конкуренции и развития структуры рынков при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий
  • Использовать различные источники информации, включая данные предприятий и организаций, данные отечественной и зарубежной статистики для характеристики состояния и проблем развития конкуренции на конкретном рынке;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделять факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория фирмы
  • Монополия и регулирование
  • Цифровые платформы
  • Ценовая дискриминация как стратегия фирмы.
  • Вертикальная организация
  • Стратегическое взаимодействие: конкуренция и сговор
  • Дифференциация продукта
  • Реклама
  • Вход и выход, структура рынка
  • Инновации и их защита
  • Концепции теории отраслевых рынков в антимонопольном законодательстве России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
    Проводятся в течение лекций. Возможность сдачи для тех, кто не писал, предоставляется однократно в день экзамена.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Розанова, Н. М.  Теория отраслевых рынков: введение в предмет : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 470 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16055-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561507 (дата обращения: 03.04.2025).
  • Розанова, Н. М.  Теория отраслевых рынков: продвинутый уровень : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 407 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16056-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561508 (дата обращения: 03.04.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Организация отраслевых рынков : вводный курс, Кабраль, Л. М. Б., 2003

Авторы

  • Юсупова Гюзель Фатеховна