Магистратура
2025/2026





Корпоративное управление
Статус:
Курс по выбору (Корпоративные финансы)
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ивашковская Ирина Васильевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на освоение компетенций для нового профессионального трека в работе финансовых специалистов компаний, связанного с анализом и управлением рисками с стороны советов директоров. Рассматриваются вопросы качества корпоративного управления, показателей и методов его оценки, состава советов директоров, принципов и функций комитетов советов директоров, роли в трансформации компаний в связи с ESG переходом и построением ответственного бизнеса. Значительное внимание уделено опыту реализации механизмов корпоративного управления в Росси в сравнении с другими развивающимися странами группы БРИКС
Цель освоения дисциплины
- Сформировать компетенции, необходимые для выстраивания эффективного взаимодействия финансиста с советом директоров, топ-менеджментом, акционерами и другими стейкхолдерами компании
- Сформировать понимание актуальных трендов корпоративного управления в России и других странах БРИКС, включая особенности адаптации российских компаний к новым вызовам
- Сформировать компетенции, необходимые для критического анализа характеристик и особенностей корпоративного управления в компаниях из разных отраслей и действующих на разных рынках
- Сформировать навыки проведения аналитического исследования влияния характеристик корпоративного управления на результативность компании с учетом новых вызовов
Планируемые результаты обучения
- Студент способен определить ключевые элементы системы корпоративного управления в компании и описать их основные характеристики
- Студент способен оценить качество системы корпоративного управления компании с точки зрения стоящих перед ней задач, вызовов, особенностей внешней среды компании и требований международных и национальных стандартов
- Студент разбирается в актуальных трендах корпоративного управления в России и других странах БРИКС
- Студент способен идентифицировать элементы «устойчивого управления» (sustainable governance) и оценить роль системы корпоративного управления в ESG-трансформации компании
- Студент способен оценить эффективность моделей подбора кандидатов и системы вознаграждения ключевых участников корпоративного управления в российских компаниях
- Студент анализирует практику корпоративного управления российских компаний с точки зрения ответов на актуальные вызовы
- Студент анализирует и оценивает эффективность системы комплаенс в компании
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Основы и стандарты корпоративного управления
- Тема 2. Модели корпоративного управления
- Тема 3. Роль совета директоров в стратегической трансформации компании. Устойчивое корпоративное управление (sustainable governance)
- Тема 4. Практики корпоративного управления в российских компаниях и роль финансиста. Мастер-класс
- Тема 5. Управление рисками и комплаенс
- Тема 6. Директора и СЕО российских компаний в «новой реальности»: назначения и вознаграждения. Мастер-класс
Элементы контроля
- Групповое задание 1. Ключевые элементы корпоративного управления: кейсыГруппа студентов (3-5 студентов) анализируют основные элементы системы корпоративного управления на ограниченной выборке компаний: 5-7 компаний из 2-3 отраслей. В ходе выполнения задания студенты оценивают ключевые характеристики корпоративного управления и проводят сравнительный анализ «сильных» и «слабых» сторон систем корпоративного управления в этих компаниях. Источники информации: корпоративный сайт, годовые отчеты и ESG-отчеты / отчеты об устойчивом развитии компаний, иные ресурсы (включая базы данных).
- ЭкзаменГруппа (3-5 студентов) проводит собственное экспертно-аналитическое исследование по данным компаний из двух-четырех отраслей. В рамках экзаменационного задания студенты: • Формулируют исследовательский вопрос (о связи выбранных характеристик корпоративного управления и показателей эффективности / устойчивости / ESG-трансформации / инновационного развития компании) • Формируют дизайн исследования: какие данные нужны, какие методы анализа данных используются • Собирают необходимые данные • Анализируют необходимые данные и интерпретируют результаты анализа с опорой на материалы курса, эмпирические статьи и т.д.
- Активность на семинареСеминар по теме комплаенс в российских компаниях
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.3 * Активность на семинаре + 0.3 * Групповое задание 1. Ключевые элементы корпоративного управления: кейсы + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aglietta, M., & Rebérioux, A. (2005). Corporate Governance Adrift : A Critique of Shareholder Value. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=130496
- Erkens, D. H., Hung, M., & Matos, P. (2012). Corporate governance in the 2007–2008 financial crisis: Evidence from financial institutions worldwide. Journal of Corporate Finance, (2), 389. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.corfin.v18y2012i2p389.411
- Sustainable governance : concept, metrics and contexts, Cardoni, A., 2023
- The Oxford handbook of corporate governance, , 2013
- Zattoni, A., & Pugliese, A. (2021). Corporate Governance Research in the Wake of a Systemic Crisis: Lessons and Opportunities from the COVID‐19 Pandemic. Journal of Management Studies (John Wiley & Sons, Inc.), 58(5), 1405–1410. https://doi.org/10.1111/joms.12693
- Российские корпорации на пути к антихрупкости. Финансовая архитектура компаний, , 2025
Рекомендуемая дополнительная литература
- The Cambridge handbook of corporate law, corporate governance and sustainability, , 2020