• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Омниканальный ритейл

Статус: Курс по выбору (Маркетинг и рыночная аналитика)
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина посвящена изучению розничной торговли в условиях омниканальности. Практикоориентированный подход позволяет студентам получить глубокое понимание структуры ритейла, взаимодействия его составных частей и процессов менеджмента. Освоение дисциплины даст возможность получить навыки создания формата торгового оператора, успешного управления товарными категориями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить теорию розничного бизнеса, устройство его составных частей и принципы их взаимодействия.
  • Научиться анализировать процессы управления предприятием ритейла и оптимизировать их.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает принципы действия торговых ареалов и модели размещения торговых предприятий в пространстве. Может найти подходящую для магазина локацию на практике.
  • Понимает принципы работы розничного бизнеса.
  • Понимает базовые принципы устройства формата торгового оператора и его бизнес-модели.
  • Способен проводить сравнительный анализ стандартных форматов. Умеет управлять процессами создания, совершенствования и эффективного менеджмента формата.
  • Обладает глубоким пониманием принципов классических и новых классификаций товаров, а также моделей взаимодействия покупателя с торговым оператором.
  • Понимает принципы управления ассортиментом и основы категорийного менеджмента.
  • С помощью анализа данных о позиционировании формата, стратегических целей товарной категории и целевой аудитории торгового оператора может построить дерево и матрицу покупательских решений.
  • Может оценить ассортиментную политику торгового оператора. Способен управлять процессами ассортиментной политики и взаимоотношениями торговый оператор - поставщик.
  • Умеет собрать и проанализировать данные, необходимые для открытия розничного магазина.
  • Владеет основами теории построения организационной культуры, способен классифицировать предприятия в контексте различных типологий организационных культур. Умеет управлять формированием эффективной организационной культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Омниканальный ритейл. Понятия и определения.
  • Тема 2. Цели, стратегия, формат, бизнес-модель.
  • Тема 3. Управление ассортиментом.
  • Тема 4. Управление магазином.
  • Тема 5. Управление торговым предприятием.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1 (решение практических задач)
    Решение задач и мини-кейса. Проводится на семинаре №3.
  • неблокирующий Контрольная работа №2 (тест на знание теоретических вопросов)
    Проводится на семинаре №5.
  • неблокирующий Оценка вовлеченности и активности на занятиях (тестирование, мини-кейсы, ситуационные задачи)
  • блокирующий Экзамен: Творческое задание. Выполнение и защита индивидуального проект.
    Работа выполняется студентом в течение учебного модуля. Дедлайн сдачи работы — назначенный учебным офисом день экзамена до 23:59. Заключительное тестирование, оценивающее глубину понимания студентами всех аспектов устройства розничного торгового предприятия. Представляет собой творческое задание по разработке сокращенного бизнес-плана розничного торгового оператора. Студент анализирует существующий розничный магазин, по результатам предоставляет презентацию и видеоролик. Результаты исследования должны быть представлены в формате презентации, интегрированной в видеоролик. Видеоряд и устный комментарий студента предназначены для того, чтобы более полно раскрыть тему. (Максимальная продолжительность ролика — 15 минут, рекомендуемая — до 7 минут). Работа высылается в виде двух файлов — видеоролика (формат mp4) и оформленной по шаблону ВШБ презентации (формат pdf). Дополнительно можно прислать ссылку на облачное хранилище, где находятся указанные файлы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.18 * Контрольная работа №1 (решение практических задач) + 0.18 * Контрольная работа №2 (тест на знание теоретических вопросов) + 0.24 * Оценка вовлеченности и активности на занятиях (тестирование, мини-кейсы, ситуационные задачи) + 0.4 * Экзамен: Творческое задание. Выполнение и защита индивидуального проект.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Retailing для русскоговорящих : управление предприятием розничной торговли, Тверской, М., 2022
  • Большая книга директора магазина. Технологии 4.0. - 978-5-4461-1517-4 - Сысоева С., Крок Г. - 2020 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/365318 - 365318 - iBOOKS
  • Бузукова, Е. А.  Категорийный менеджмент. Теоретические основы : учебник для вузов / Е. А. Бузукова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14458-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568003 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Кент Т., Омар О. - Розничная торговля - 978-5-238-01000-7 - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - https://znanium.ru/catalog/product/1027289 - 1027289 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 15237 - Я так и знал! Розничная торговля и Теория ограничений - А.Эшколи; Д.Лир; Э.Голдратт - Альпина ПРО - 9785961451504 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/15237 - Alpina
  • 415 - Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес в розничной торговле - К.Шредер - Альпина ПРО - 9785961423853 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/415 - Alpina
  • 9780273758785 - Goworek, Helen - Retail Marketing Management : Principles and Practice - 2015 - Pearson - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1419601 - nlebk - 1419601
  • ВкусВилл : как совершить революцию в ритейле, делая все не так, Щепин, Е., 2019

Авторы

  • Тверской Максим Юрьевич