• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Операционный менеджмент и управление процессами

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Операционный менеджмент и управление процессами (OM) лежит в основе любого бизнеса. ОМ связан с бизнес-процессами, которые преобразуют входные ресурсы (материалы, информацию, клиентов) в выходные результаты (продукты, услуги, довольных и обслуженных клиентов). Все, что нас окружает (чашка кофе, компьютер, стол, телефон, интернет, знания в обществе), создано при помощи ОМ. OM охватывает гораздо больший функционал, не ограничиваясь только тем, что происходит на производственных площадках таких компаний, как НЛМК, УГМК, Газпромнефть, Toyota, Siemens, Технониколь и других (хотя управление производством важно и составляет серьезную часть OM). Большая часть сотрудников и активов в компаниях задействована в операционной деятельности. Более того, даже финансовые организации, IT фирмы, медиа-компании, некоммерческие организации и госструктуры зависят от своих операционных возможностей. В условиях глобальных вызовов и цифровизации процессов OM является ключом для обеспечения конкурентных преимуществ, а иногда и выживания бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными принципами функционирования операционного менеджмента и его ключевыми подходами и методами
  • Формирование представлений о принципах принятия операционных улучшений в менеджменте
  • Развитие навыков критического мышления с целью анализа происходящих в организациях явлений
  • Совершенствование навыков выстраивания аргументации собственной позиции по проблемам экономической политики
  • Развитие креативности в рамках командной работы при реализации комплексных подходов (например, метода А3)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет потоки, анализирует и классифицирует процессы в организации с помощью освоенных инструментов операционного менеджмента
  • Отбирает и применяет ключевые концепции операционного менеджмента для разработки или совершенствования операционной стратегии и операционной системы компании.
  • Строит карты потока создания ценности, находит узкие места, прорабатывает (выбирает, критически анализирует и отбирает) и предлагает мероприятия для улучшений.
  • Выбирает и использует инструменты и методы решения проблем, производит операционные улучшения с использованием метода А3.
  • Может обозначить новые технологии и охарактеризовать суть цифровизации, а также объяснить, как они влияют на операционный менеджмент.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Операция. Процесс. Операционная система. Операционный менеджмент.
  • Поток и мощность
  • Операционные стратегии. Типы и характеристики компаний.
  • Операционные (производственные) системы
  • Управление качеством
  • Операционные улучшения и развитие производственной системы
  • Индустрия 4.0 и будущее операционного менеджмента
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
    Небольшой тест в начале занятий на 10-15 минут по пройденному материалу. Состоит из закрытых и открытых вопросов. Тест проводится на бумажных носителях, платформе Smart LMS, Яндекс формы или иной. Тест могут писать только студенты, присутствующие на занятии. Отсутствующие студенты получают за тестирование 0. Учитывается % правильных ответов от общего числа вопросов. Полученный балл округлению не подлежит. Итоговый балл складывается как сумма всех заработанных баллов за тесты, деленный на количество тестов.
  • неблокирующий Решение кейсов на семинарах
    На нескольких семинарах студенты в командах решают кейсы. Оценка выставляется по итогам работы и защиты командного решения кейса на семинаре. Макс 10 баллов за решение кейса. При оценке в первую очередь обращается внимание на то, что студенты зафиксировали на бумаге или на электронном носителе. Полученный балл за решение кейса округлению не подлежит. Итоговый балл складывается как сумма всех заработанных баллов, деленный на количество решенных кейсов.
  • неблокирующий Командный проект А3
    Командный проект А3 операционных улучшений. Тема проекта должна быть согласована с преподавателем. Выбирается организация/процесс, которые легко доступны студентам для изучения. Презентация готовится в группах 3-5 чел. по согласованию с преподавателем.
  • блокирующий Экзамен
    На экзамене студенты решают задачи и отвечают на вопросы. Вопросы делятся на открытые и закрытые. Критерии оценивания: Правильность и полнота ответов на вопросы. Максимальный балл 10. Балл считается как сумма баллов, набранных за правильно отвеченные вопросы и решенные задачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.29 * Командный проект А3 + 0.21 * Решение кейсов на семинарах + 0.1 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Операционный менеджмент : учебник / А. В. Трачук, А. А. Белайчук, С. А. Братченко [и др.] ; под ред. А. В. Трачука. — Москва : КноРус, 2023. — 360 с. — ISBN 978-5-406-10265-7. — URL: https://book.ru/book/944931 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Производственная система Тойоты : уходя от массового производства, Оно, Т., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 18777 - Больше, чем бизнес: Как преодолеть ограничения и построить великую компанию - Б. Блохин; Д.Коллинз - Альпина Паблишер - 9785961423679 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/18777 - Alpina
  • 195 - Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира - Д.Лайкер - Альпина ПРО - 9785961426793 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/195 - Alpina
  • 64 - Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota - Д.Лайкер; Д.Майер - Альпина Паблишер - 9785961426779 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/64 - Alpina
  • Introduction to manufacturing : an industrial engineering and management perspective, Baudin, M., 2023
  • Khojasteh, Y. (2018). Production Management : Advanced Models, Tools, and Applications for Pull Systems. Boca Raton, FL: Productivity Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1556602
  • Догнать зайца : как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь, Спир, С., 2021
  • Индустрия 4.0 : от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов, Шеер, А.-В., 2020
  • Критическая цепь, Голдратт, Э. М., 2018
  • Метод А3 в управлении компанией : как создать среду развития и сотрудничества, Шук, Дж., 2021
  • Понимание вариабельности как ключ к устранению организационного хаоса, Уилер, Д., 2020
  • Сиртаки по-японски : о производственной системе Тойоты и не только, Деннис, П., 2019
  • Технологии Четвертой промышленной революции, Шваб, К., 2018
  • Шеер, А. -. Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов : учебник / А. -. Шеер. — Москва : Дело РАНХиГС, 2020. — 272 с. — ISBN 978-5-85006-194-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171116 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Андреева Катарина Владимировна