• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Управление командой

Язык: русский
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Формирование благоприятного климата в коллективе, профессиональное развитие членов команды и удержание талантливых сотрудников в современных реалиях является важнейшей задачей и ответственностью руководителей или лидеров проектных команд наряду с решением содержательных задач и достижением бизнес-результата. Целью дисциплины «Управление командой» является формирование и анализ собственного опыта командной работы у студентов и развитие навыков организации командной работы с учетом современных форматов и инструментов командной работы. Курс предполагает использование студентами знаний по теории организации и менеджмента и других управленческих дисциплин. Знания и навыки, полученные в рамках курса могут быть использованы при изучении таких курсов как "Организационное поведение", "Принятие управленческих решений". "Курс предполагает сочетание как индивидуальной активности студента на семинарах, так и совместной работы команды в рамках выполнения итогового проекта по курсу. В рамках курса используются следующие форматы: мини-лекции, решение кейсов, критический анализ классических и современных теорий управления командой и ее развития, cквозная (итоговая) проектная работа по применения и анализу изученных инструментов, а также презентация полученных результатов. В случае успешного прохождения курса студент получает опыт как в организации командной работы, так и анализа различных аспектов командной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса «Управление командой» является формирование и анализ собственного опыта командной работы у студентов. Задачи курса: 1) изучение научно обоснованных моделей для анализа групповой динамики и командной работы; 2) анализ собственной студенческой команды; 3) развитие навыков организации командной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание возможностей использования модели И.Адизеса для постоянных команд.
  • Знание способов применения модели М.Белбина для проектных команд. Знание особенностей командных ролей.
  • Понимание истории возникновения команд. Стадии (этапы) формирования команды, командные эффекты.
  • Знание этапов превращения группы в команду по Д. Катценбаху и Д. Смиту
  • Знание стадий формирования высокоэффективной команды (Б. Такман)
  • Знание диагностической модели П. Ленсиони для определения командных пороков. Методы анализа командной деятельности
  • Управление командами в условиях неопределенности и стресса. Концепция тиминга Э.Эдмонсон.
  • Знание лидерских практик формирования команды.
  • Знание особенностей формирования предпринимательских команд.
  • Студенты знают, под воздействием каких социально-психологических механизмов эволюционирует группа/ Студенты понимают особенности групповой динамики на каждой стадии развития по модели Б. Такмана.
  • Умеют диагностировать свои роли свои ведущие и замещающие роли по модели М. Белбин Могут определять стиль ролевые репертуары других членов собственной команды Студенты смогут самостоятельно скорректировать видение своих ролей другими членами группы для эффективного командного взаимодействия, корректировать свой ИПР Студенты понимают, что такое командный профиль по модели М. Белбина, предлагают способы корректировки командного профиля.
  • Дифференцируют командные пороки по модели П. Ленсиони и объясняют их наличие на примере собственной студенческой команды. Знают способы преодоления командных пороков
  • Планируют и вырабатывают рекомендации в отношении изменения командного профиля с использование практик развития команды. Умеют выходить в рефлексивную позицию, анализировать неудачи и разрабатывать решения. Дифференцируют практики развития команды и объясняют целесообразность их использования для собственной студенческой команды. Использует релевантные практики развития команды для решения учебных задач проектного семинара.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Команда как способ организации работы.
  • Групповая динамика
  • Неформальная структура группы.
  • Симптомы нездоровой команды (пороки) и их преодоление
  • Современные вызовы управления командами в организациях.
  • Команды в условиях стресса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Для эффективного освоения дисциплины и поддержания академической среды вводятся следующие правила: - Посещаемость и пунктуальность. Опоздание более чем на 10 минут приравнивается к отсутствию (при уважительной причине студент обязан заранее предупредить преподавателя). Систематические опоздания фиксируются и учитываются при оценке активности. - Использование устройств. Во время занятий запрещается использование наушников и любых гаджетов, отвлекающих от учебного процесса. Использование ноутбуков, планшетов и телефонов допускается только для выполнения учебных заданий. - Поведение на занятиях. Уважительное отношение к преподавателю и другим студентам является обязательным. Применяется правило: «один говорит — остальные слушают». Недопустимы грубые, уничижительные или дискриминационные высказывания. - Групповая работа. Каждый студент обязан вносить вклад в выполнение группового проекта. Вклад участников должен быть прозрачным, распределение задач фиксируется и обсуждается с преподавателем. - Академическая честность. Все письменные и проектные работы должны носить самостоятельный характер. Запрещено использование AI-инструментов (например, ChatGPT, MidJourney и др.) без явного указания этого факта в работе. Любая форма плагиата или некорректного заимствования приводит к оценке «неудовлетворительно» за соответствующий элемент контроля. - Экзамены и контрольные работы. На экзаменах и контрольных полностью запрещено использование телефонов, наушников и любых посторонних материалов. Идентификация личности студентов проводится через систему сканирования пропусков; при отсутствии пропуска студент обязан предъявить документ, удостоверяющий личность. Отказ от прохождения идентификации личности приравнивается к отсутствию.
  • неблокирующий Групповой проект по анализу команды
    Групповой итоговый проект выполняется в мини-группах / командах (5-6 студентов), в которых студенты работают на протяжении всего модуля занятий по дисциплине. В рамках группового итогового проекта студенты анализируют собственную группу с использованием изучаемых моделей и концепций, разрабатывают рекомендации по улучшению командной работы. Итоговый групповой проект выполняется в формате отчета (текста), суммирующего результаты командной диагностики по изученным в курсе моделям и инструментам (лекции и семинары 1-4). Объем отчета составляет 2000-2500 слов без учета титульного листа, оглавления, списка (таблицы) литературы и источников, приложений. Отчет загружается лидером команды только в форматах «doc» или «pdf» по ссылке размером не более 10 мбт. В случае большего размера файла указывается ссылка для скачивания. Название файла указывается следующим образом: «Номер семинарской группы_Фамилия лидера команды_номер команды.doc / pdf».
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен реализуется офлайн в компьютерных классах в кампусе. Платформа проведения Start Exam с использованием Safe Exam Browser. Длительность экзамена 30 минут. Структура экзамена включает ответы на вопросы трёх типов, включая кейсы. В экзамене помимо материалов лекций и семинаров используются вопросы по содержанию статей, рекомендованных к прочтению при подготовке семинарских занятий. Показ работ по итогам экзамена не предусмотрен.
  • неблокирующий Презентация группового проекта
    Презентация делается для представления итогов, выводов и рекомендаций итогового группового отчета. Требования к презентации итогового отчета:  - 8-10 минут на выступление каждой команды (9-10 слайдов), 5 минут – ответы на вопросы и комментарии.  - Четкая структура и логика изложения, ссылки на академические и деловые / бизнес источники.  - Четкость изложения сутевых постулатов проекта, акцент на теме проекта, выводах и рекомендациях.  - Единый деловой стиль оформления, наглядное и емкое представление проекта в презентации, стильная и запоминающаяся визуализация презентации и команды.  - Выступают все члены команды, взаимовыручка и поддержка выступающих командой приветствуются.  - При ответах на вопросы участники команды ссылаются на релевантные академические и деловые источники.  - При проведении презентации участники команды не пользуются смартфонами, другими гаджетами или напечатанными текстами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * Активность на семинарах + 0.25 * Групповой проект по анализу команды + 0.1 * Презентация группового проекта + 0.45 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 24484 - Управление и лидерство для начинающих руководителей - (HBR) Коллектив авторов - Альпина Паблишер - 9785961482607 - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/24484 - Alpina
  • 730 - Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим - Д.Тьюсен; О.Крегер - Альпина Паблишер - 9785961431971 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/730 - Alpina
  • 894 - Стили менеджмента — эффективные и неэффективные - И. Адизес - Альпина Паблишер - 9785961433036 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/894 - Alpina
  • Идеальный руководитель : почему им нельзя стать и что из этого следует, Адизес, И. К., 2023
  • Командообразование : учебник для вузов, Корниенко, В. И., 2024
  • Корниенко, В. И.  Командообразование : учебник для вузов / В. И. Корниенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14723-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520204 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Корниенко, В. И.  Командообразование : учебник для вузов / В. И. Корниенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14723-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544419 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Крегер О., Тьюсен Д., Ратледж Х. - Почему мы такие на работе? Как осознать наши различия и успешно работать вместе. 16 типов личности - 978-5-9614-7862-4 - Альпина Паблишер - 2023 - https://znanium.ru/catalog/product/2140980 - 2140980 - ZNANIUM
  • Мастроджакомо, С. Инструменты командной работы: Пять способов сплотить команду, выстроить доверительные отношения и добиться высоких результатов : практическое руководство / С. Мастроджакомо, А. Остервальдер. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. - 322 с. - (Серия «Бизнес-модели Остервальдера»). - ISBN 978-5-9614-6416-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1905827
  • Патрик Ленсиони - Шесть гениев команды - 978-5-00214-268-2 - МИФ - 2023 - https://hse.miflib.ru/#/book/29448 - 29448

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 19139 - Как создать настоящую команду: Алгоритмы, повышающие эффективность совместной работы - Д.Шервин; М.Шервин - Альпина Паблишер - 9785961425864 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19139 - Alpina
  • 23976 - Инструменты командной работы: Пять способов сплотить команду, выстроить доверительные отношения и добиться высоких результатов - А.Остервальдер; С.Мастроджакомо - Альпина Паблишер - 9785961479133 - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23976 - Alpina
  • 850 - Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует - И. Адизес - Альпина Паблишер - 9785961432817 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/850 - Alpina
  • Start with Why. Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать, Синек, С., 2020
  • Адизес И. - Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 160с. - ISBN: 978-5-00057-618-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91648
  • Взаимодействие в команде : как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний : пер. с англ., Эдмондсон, Э., 2019
  • Команды в современных организациях +CD : учебник, Чанько, А. Д., 2011
  • Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач : пер. с англ., Белбин Р.М., 2003
  • Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2003
  • Лидеры едят последними : как создать команду мечты, Синек, С., 2021
  • Работать надо по-другому : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2004
  • Развитие лидеров : как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей, Адизес, И. К., 2018
  • Типы ролей в командах менеджеров : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2003
  • Управление в эпоху кризиса : как сохранить ключевых людей и компанию, Адизес, И. К., 2015

Авторы

  • Чеглакова Людмила Михайловна
  • Олешек Марина Дмитриевна
  • Филонович Сергей Ростиславович
  • Рыкина Мария Николаевна
  • Смульская Дарья Сергеевна