• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Поведение потребителей

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Понимание особенностей потребительского поведения создает основу для долгосрочного и успешного функционирования компании на рынке в условиях клиентоориентированности и необходимости дифференцировать предложение компании на рынке, создавая продукты, отвечающие потребностям и предпочтениям целевых клиентов. Знание потребителя, факторов, влияющих на его поведение, в том числе психологической основы принятия решений (мотивации, особенностей восприятия, памяти, эмоций), процесса принятия решений (т.е. построение предпочтений) и роли социального влияния, позволяет создать и сформировать в восприятии целевых аудиторий желаемый образ, который будет актуален как в настоящем времени, так и в долгосрочной перспективе развития бизнеса, позволяя добиться высокой степени лояльности и узнаваемости в конкурентной среде. Освоение дисциплины «Поведение потребителей» обеспечит понимание того, как потребители принимают решения и почему ведут себя определенным образом — что их мотивирует и привлекает внимание, как формируется их восприятие и что влияет на их лояльность.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное понимание механизмов и закономерностей, лежащих в основе принятия решений потребителями в различных рыночных контекстах.
  • Освоить теоретические модели и концепции, объясняющие влияние внутренних (психологических) и внешних (социальных, культурных, демографических) факторов на поведение потребителей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует поведение потребителей экономических благ и формирование спроса
  • Знает основные подходы к пониманию поведения потребителей и динамику их развития
  • Знает основные типы и теории потребностей потребителей
  • Знает особенности потребительского восприятия
  • Знает психологические аспекты поведения потребителей
  • Знает роли участников процесса принятия решения и их значение для принятия маркетинговых решений
  • Знает теорию поколений, роль демографических характеристик и географического фактора в поведении потребителей
  • Знает, как соотносятся потребительская лояльность и удовлетворенность
  • Знает, какую роль в поведении потребителей играют индивидуальные детерминанты поведения потребителей и факторы внешней среды
  • Понимает фундаментальные принципы поведения потребителей
  • Владеет навыками обобщения результатов применения аналитических моделей разработки стратегии для получения всестороннего и целостного понимания положения организации и стоящих перед ней стратегических вызовов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Процесс принятия решения потребителем
  • Социально-демографические аспекты поведения потребителей
  • Психология поведения потребителей
  • Индивидуальные детерминанты поведения потребителей и факторы внешней среды
  • Исследования потребителя
  • Модели поведения потребителя
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущая проверка знаний на семинарах
    На семинаре проводится мини-тест (5 закрытых вопросов с несколькими вариантами ответа, каждый ответ оценивается по критерию верно/неверно и весит 2 балла) по материалам лекций и дополнительной литературы. Будет проведено 3 теста.
  • блокирующий Письменная экзаменационная работа
    Экзамен проводится на платформе StartExam, состоит из закрытых и открытых вопросов, на которые требуется дать аргументированные, целостные, подробные ответы, демонстрирующие знание терминов, определений, концепций и умение их применять для анализа поведения потребителей и решения маркетинговых задач. Продолжительность экзамена - 80 мин, возможен произвольный порядок выполнения заданий
  • неблокирующий Групповой проект
    Групповая презентация бизнес-проекта по исследованию потребительского поведения при выборе товара/категории. Работа в группах по 5-6 человек. Оценка по 10-бальной шкале вносится в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Доклад
    В группах по 2 человека подготовить и презентовать на семинаре мини-доклад, который содержит авторскую позицию и мнение подкрепленным примером из реальной жизни (бренд, рекламная кампания, личный опыт) на одну из предложенных тем по выбору.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Групповой проект + 0.05 * Доклад + 0.6 * Письменная экзаменационная работа + 0.1 * Текущая проверка знаний на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 21482 - Nudge: Архитектура выбора (краткое изложение) - К.Санстейн; Р. Талер - КнигиКратко - 9785961400446 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21482 - Alpina
  • 22052 - Железная хватка: Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха - И. Интеллект; Л.Каплан Талер; Р.Коваль - Альпина Паблишер - 9785961442533 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22052 - Alpina
  • Думай медленно... решай быстро, Канеман, Д., 2023
  • Новая поведенческая экономика : почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать, Талер, Р., 2022
  • Романенкова О.Н. - Поведение потребителей - 978-5-9558-0404-0 - Вузовский учебник - 2022 - https://znanium.ru/catalog/product/1853536 - 1853536 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Поведение потребителей, Энджел, Дж. Ф., 1999
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005

Авторы

  • Гулакова Ольга Вячеславовна