Бакалавриат
2025/2026





Немецкий язык
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс предназначен для студентов-востоковедов, обучающихся по программам бакалавриата в Институте Классического Востока и Античности НИУ ВШЭ. В связи с наличием развитой научной востоковедной традиции и обширной литературы на немецком языке уже на начальном этапе обучения от студентов-востоковедов ожидается умение достаточно бегло читать и понимать немецкие тексты по выбранной специальности. Эффективное ведение учебного процесса по данной программе предполагает – помимо стандартного интенсивного изучения грамматики – еженедельное комментированное чтение (с подробным грамматическим анализом) неадаптированных научно-популярных текстов и научных статей, энциклопедий, грамматических описаний, словарей, а также современной прессы на немецком языке. Особый акцент делается на отработке общей и специальной (научной) лексики и характерных для данных текстов выражений, оборотов и грамматических конструкций. Студенты знакомятся также с рецензиями и представлениями книг на немецком языке и особенностями ведения немецкой деловой корреспонденции в сфере науки. В основные задачи курса входит развитие у студентов таких навыков, как беглое чтение разных типов текстов по специальности, выделение основных идей текста и составление резюме на русском и немецком языках, написание аннотаций к книгам, умение вести научную переписку и составлять заявки для участия в конференциях или получения стажировки, умение вести устную беседу в области изучаемой специальности.
Цель освоения дисциплины
- Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на уровне В1+, предполагающем готовность и способность студента свободно осуществлять повседневное и академическое общение на немецком языке в большинстве коммуникативных ситуаций
Планируемые результаты обучения
- владение морфологией глагола, умение правильно интерпретировать глагольные формы в тексте; умение научно-популярные тексты по специальности; умение анализировать научный текст на немецком языке, выделять и понимать грамматические конструкции; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики на темам: экономика и хозяйство в древности; литературоведческие термины
- владение морфологией имени существительного, прилагательного, числительного; умение читать тексты по специальности (словари, энциклопедии); умение анализировать научный текст на немецком языке, правильно интерпретировать формы в тексте; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики на темам: древняя история, древнейшая история; природа
- знание значений причастий; умение выделять в тексте границы причастных оборотов, правильно переводить их; умение перефразировать причастные обороты.
- Знание лексики на темам: древнейшая и древняя история; обороты научной речи; лингвистическая терминология
- Знание лексики по темам: географические термины, природа; литературоведческие термины; обороты научной речи; принятые сокращения.
- Знание лексики по темам: материальная культура и археология; модальные конструкции.
- знание способов выражения объективной и субъективной модальности, умение перефразировать; умение понимать и переводить пассажи с подобными конструкциями; использовать их.
- применение предлогов немецкого языка, знание основных элементов синтаксиса простого и сложного предложения; умение находить в тексте и верно интерпретировать придаточные;
- применение фонетических и фонологических особенностей немецкого языка, знание правил чтения; умение бегло читать вслух немецкие тексты
- применение форм местоимений и артиклей; умение правильно интерпретировать формы в тексте; умение читать тексты по специальности (грамматики), умение анализировать научный текст на немецком языке; умение извлекать информацию из письменного научного текста; умение порождать формы. Знание лексики на темам: географические термины; лингвистическая терминология
- прочные знания по пройденным темам, знание основных глаголов с управлением; понимание важности информации об управлении глагола для верной интерпретации текста; умение правильно переводить конструкции с местоименными наречиями.
- умение бегло читать тексты по специальности (научные статьи, научно-популярные тексты); умение анализировать научный текст на немецком языке, четко понимать грамматические конструкции, знать лексические и стилистические особенности немецкой научной речи; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение создавать текст. Знание лексики на темам: материальная культура и археология; обороты научной речи
- умение передать чужое мнение (в частности, при пересказе содержания научных идей). Знание лексики и идиоматики по темам: экономика и хозяйство; вводные обороты; вступления и заключения
- Понимает общий смысл, основные идеи и некоторые детали устных и письменных текстов на немецком языке, в том числе типичных для сферы академического общения
- Создает связные и достаточно аргументированные устные тексты на немецком языке, понятно выражает свои мысли и в целом достаточно эффективно общается в большинстве ситуаций, в том числе типичных для сферы академического общения
- Создает структурированные, связные письменные тексты на немецком языке, в целом учитывая правила академического общения
Содержание учебной дисциплины
- Фонетика и орфография
- Повторение элементарной морфологии и синтаксиса. Управление глаголов. Местоименные наречия.
- Причастия и причастные обороты. Перефразирование.
- Морфология артиклей и местоимений.
- Морфология имени. Количественные и порядковые числительные
- Способы выражения объективной и субъективной модальности.
- Сослагательное наклонение (конъюнктив)
- Морфология глагола
- Предлоги в немецком языке. Синтаксис. Словообразование
Элементы контроля
- Аудиторная работаДанный элемент контроля оценивает использование студентов иностранного языка для решения различных коммуникативных задач в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя и обучающихся, в том числе с опорой на подготовленное домашнее задание.
- Текущий контроль 3 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Текущий контроль 1 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Текущий контроль 2 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Текущий контроль 4 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Итоговая письменная работаИтоговая письменная работа проводится в конце учебного семестра и включает четыре раздела: 1 - Лексика и грамматика, 2 - Чтение, 3 - Аудирование, 4 - Письмо.
- Устный экзаменДанный элемент контроля оценивает уровень владения студентом устной речью для решения различных коммуникативных задач.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Текущий контроль 4 модуль + 0.25 * Устный экзамен
- 2026/2027 2nd module0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Текущий контроль 1 модуль + 0.25 * Текущий контроль 2 модуль + 0.25 * Устный экзамен
- 2026/2027 4th module0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Текущий контроль 4 модуль + 0.25 * Устный экзамен
- 2027/2028 4th module0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Текущий контроль 4 модуль + 0.25 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Themen neu 1 : Arbeitsbuch, Bock, H., 1999
- Васильева, М. М. Практическая грамматика немецкого языка : учебное пособие / М.М. Васильева, М.А. Васильева. — 15-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 255 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-015704-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1931473
- Васильева, М. М. Практическая грамматика немецкого языка : учебное пособие / М.М. Васильева, М.А. Васильева. — 15-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 255 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/textbook_5aa7dcf056bac1.36487196. - ISBN 978-5-16-019012-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2053226
- Смирнова, Т. Н. Немецкий язык. Deutsch mit Lust und Liebe. Продвинутый уровень : учебник и практикум для вузов / Т. Н. Смирнова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 245 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-21051-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559241 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Schritte: Ubungsgrammatik, Gottstein-Schramm, B., 2010
- Themen neu 1 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 2001