Бакалавриат
2025/2026




Древнегреческий язык и авторы
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
216
Программа дисциплины
Аннотация
Предметом дисциплины является аттический диалект древнегреческого языка и круг вопросов, связанных с литературой, написанной на этом диалекте. На четвертом курсе читается аттическая драма (трагедия – в первом семестре и комедия – во втором), обсуждаются вопросы, связанные с жанровыми особенностями изучаемых произведений: композиция, особенности строения хоровых партий и речей актеров, проблематика, интерпретация мифа в читаемых произведениях и их соотношение с литературной традицией.
Цель освоения дисциплины
- закрепить знание принципов, по которым строится греческий художественный период
- изучить морфологические, синтаксические и лексические особенности языка трагедии и комедии;
- изучить фонетические, морфологические и лексические особенности языка Гомера
- изучить метрику античной драмы;
- расширить лексический запас
- расширить лексический запас за счет архаической поэтической лексики
- дать представление о композиции и художественных приёмах исторического сочинения, диалогов и ораторский прозы, познакомить с философской терминологией и проблематикой
- дать представление о художественных приёмах гомеровских поэм
- расширить лексический запас,
- дать начальные навыки культурно-исторического комментария
- дать представление о композиции и художественных приёмах трагедии и комедии;
- дать представление о том, в какой мере может эпос рассматриваться как исторический источник
- дать представление о поэтических диалектах древнегреческой литературы, композиции различных лирических жанров
- подготовить профессионального переводчика и комментатора греческой драмы
- познакомить с оригинальными произведениями древнегреческих поэтов VI - V в до н.э.
- научить читать сложные лирические размеры
- научить комментировать произведения древнегреческих эпиков и лириков
Планируемые результаты обучения
- Владение навыками анализа ораторской прозы
- Владение навыками грамматического и культурно-исторического комментария
- Владение навыком грамматического комментария
- Владение навыком культурно-исторического комментария
- Владение навыком филологического комментария
- Владение принципами грамматического, филологического и культурно-исторического комментария.
- Знание грамматики эолийского диалекта
- Знание лексики прочитанного текста
- Знание основные размеров и жанров греческой лирики
- Знание основный фонетический и морфологических особенностей языка хоровой лирики
- Знание особенностей гомеровского спряжения, образования форм сильного аориста, слитных глаголов в презенсе и имперфекте, спряжения приставочных глаголов.
- Знать особенности системы гласных в гомеровском диалекте.
- Знать строение гекзаметрической стопы, позиции, удлиняющие и сокращающие слог.
- интерпретация содержания прочитанного текста
- интерпретация стилистических особенностей текста
- использование лексики прочитанного текста.
- определение жанровых особенностей произведения в целом
- Умение анализировать художественные средства и приемы греческих лириков, грамотно оценивать авторское-я, учитывая связь с фольклором, традицией и историей
- Умение выделять диалектные формы в поэтическом тексте
- Умение грамотно переводить прочитанные тексты на русский язык
- Умение комментировать мифологические образы и особенности композиции оды Пиндара
- Умение находить в тексте признаки наложения разных эпох, в которые формировался гомеровский эпос: архаизмы на уровне языка, архаизмы в изображении реалий, идеализация быта героев и т.п.
- Умение определять в тексте соответствующие формы.
- Умение разобрать метрическую схему текста и правильно текст прочитать
- Умение читать метрические схемы лирики Пиндара
- Уметь выделять фонетические отличия в гомеровском тексте от аттического диалекта.
- Уметь грамотно переводить прочитанный текст на русский язык.
Содержание учебной дисциплины
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 1. Ксенофонт «Анабасис».
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 1. Греческий гекзаметр (виды стоп, состав стиха, цезуры). Долгота и краткость слога в гекзаметре. Фонетические особенности гом. диалекта. Чтение Гомера
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 1. Метрика трагедии.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 2. Лисий. «Защитительная речь по делу об убийстве Эратосфена».
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 2. Морфология
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 2. Язык и стиль трагедии.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 3. Лисий. «Речь против Эратосфена, бывшего члена коллегии тридцати».
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 3. Принципы гомеровской поэтики
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 3. Структура трагедии.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 4. Платон. диалоги «Апология Сократа», «Федон».
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 5. Лирические размеры и жанры.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 4. Композиция трагедии.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 4. Фонетика и морфология эолийского языка.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 5. Современность в зеркале трагедии.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 7. Исторический комментарий.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 6. Метрика комедии Аристофана.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 8. Хоровая лирика. Пиндар.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 7. Структура комедии.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 6. Лирическое Я.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 8. Литературная пародия в комедии
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 9. Проблемы реконструкции постановки комедии в афинском театре.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 10. Повседневность в комедии.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.25 * Activity + 0.25 * Activity + 0.5 * Oral interview
- 2025/2026 4th module0.25 * Activity + 0.25 * Activity + 0.5 * Oral interview
- 2026/2027 2nd module0.25 * Activity + 0.25 * Activity + 0.5 * Oral interview
- 2026/2027 4th module0.25 * Activity + 0.25 * Activity + 0.5 * Oral interview
- 2027/2028 4th module0.5 * Activity + 0.5 * Oral interview
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Euripides. (2019). Euripides: The Complete Works. [N.p.]: Euripides. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2190927
- Halliwell, S. (2015). Aristophanes: Frogs and Other Plays : A New Verse Translation, with Introduction and Notes. Corby: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1104505
- Homer., Allen, T. W. (Thomas W. b. 1862., & Monro, D. B. (David B. 1836-1905. (1912). Homeri Opera /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CCD350BE
- Pindar., & Sandys, J. E. S. 1844-1922. (1915). The odes of Pindar, including the principal fragments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.77450E62
- Xenophon. (n.d.). Xenophontis Opera omnia / 3 : Continens Cyri Minoris expeditionem. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F801BAB2
- Греческо - русский словарь, Вейсман, А. Д., 2006
- История античной литературы : учебник, Тронский, И. М., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Диалоги, Платон, ., 1998