• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Древнегреческий язык и авторы

Язык: русский
Контактные часы: 216

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом дисциплины является аттический диалект древнегреческого языка и круг вопросов, связанных с литературой, написанной на этом диалекте. На четвертом курсе читается аттическая драма (трагедия – в первом семестре и комедия – во втором), обсуждаются вопросы, связанные с жанровыми особенностями изучаемых произведений: композиция, особенности строения хоровых партий и речей актеров, проблематика, интерпретация мифа в читаемых произведениях и их соотношение с литературной традицией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • закрепить знание принципов, по которым строится греческий художественный период
  • изучить морфологические, синтаксические и лексические особенности языка трагедии и комедии;
  • изучить фонетические, морфологические и лексические особенности языка Гомера
  • изучить метрику античной драмы;
  • расширить лексический запас
  • расширить лексический запас за счет архаической поэтической лексики
  • дать представление о композиции и художественных приёмах исторического сочинения, диалогов и ораторский прозы, познакомить с философской терминологией и проблематикой
  • дать представление о художественных приёмах гомеровских поэм
  • расширить лексический запас,
  • дать начальные навыки культурно-исторического комментария
  • дать представление о композиции и художественных приёмах трагедии и комедии;
  • дать представление о том, в какой мере может эпос рассматриваться как исторический источник
  • дать представление о поэтических диалектах древнегреческой литературы, композиции различных лирических жанров
  • подготовить профессионального переводчика и комментатора греческой драмы
  • познакомить с оригинальными произведениями древнегреческих поэтов VI - V в до н.э.
  • научить читать сложные лирические размеры
  • научить комментировать произведения древнегреческих эпиков и лириков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение навыками анализа ораторской прозы
  • Владение навыками грамматического и культурно-исторического комментария
  • Владение навыком грамматического комментария
  • Владение навыком культурно-исторического комментария
  • Владение навыком филологического комментария
  • Владение принципами грамматического, филологического и культурно-исторического комментария.
  • Знание грамматики эолийского диалекта
  • Знание лексики прочитанного текста
  • Знание основные размеров и жанров греческой лирики
  • Знание основный фонетический и морфологических особенностей языка хоровой лирики
  • Знание особенностей гомеровского спряжения, образования форм сильного аориста, слитных глаголов в презенсе и имперфекте, спряжения приставочных глаголов.
  • Знать особенности системы гласных в гомеровском диалекте.
  • Знать строение гекзаметрической стопы, позиции, удлиняющие и сокращающие слог.
  • интерпретация содержания прочитанного текста
  • интерпретация стилистических особенностей текста
  • использование лексики прочитанного текста.
  • определение жанровых особенностей произведения в целом
  • Умение анализировать художественные средства и приемы греческих лириков, грамотно оценивать авторское-я, учитывая связь с фольклором, традицией и историей
  • Умение выделять диалектные формы в поэтическом тексте
  • Умение грамотно переводить прочитанные тексты на русский язык
  • Умение комментировать мифологические образы и особенности композиции оды Пиндара
  • Умение находить в тексте признаки наложения разных эпох, в которые формировался гомеровский эпос: архаизмы на уровне языка, архаизмы в изображении реалий, идеализация быта героев и т.п.
  • Умение определять в тексте соответствующие формы.
  • Умение разобрать метрическую схему текста и правильно текст прочитать
  • Умение читать метрические схемы лирики Пиндара
  • Уметь выделять фонетические отличия в гомеровском тексте от аттического диалекта.
  • Уметь грамотно переводить прочитанный текст на русский язык.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 1. Ксенофонт «Анабасис».
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 1. Греческий гекзаметр (виды стоп, состав стиха, цезуры). Долгота и краткость слога в гекзаметре. Фонетические особенности гом. диалекта. Чтение Гомера
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 1. Метрика трагедии.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 2. Лисий. «Защитительная речь по делу об убийстве Эратосфена».
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 2. Морфология
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 2. Язык и стиль трагедии.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 3. Лисий. «Речь против Эратосфена, бывшего члена коллегии тридцати».
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 3. Принципы гомеровской поэтики
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 3. Структура трагедии.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 4. Платон. диалоги «Апология Сократа», «Федон».
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 5. Лирические размеры и жанры.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 4. Композиция трагедии.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 4. Фонетика и морфология эолийского языка.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 5. Современность в зеркале трагедии.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 7. Исторический комментарий.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 6. Метрика комедии Аристофана.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 8. Хоровая лирика. Пиндар.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 7. Структура комедии.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 6. Лирическое Я.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 8. Литературная пародия в комедии
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 9. Проблемы реконструкции постановки комедии в афинском театре.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 4. Раздел 10. Повседневность в комедии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Activity
  • блокирующий Oral interview
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Activity + 0.25 * Activity + 0.5 * Oral interview
  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Activity + 0.25 * Activity + 0.5 * Oral interview
  • 2026/2027 2nd module
    0.25 * Activity + 0.25 * Activity + 0.5 * Oral interview
  • 2026/2027 4th module
    0.25 * Activity + 0.25 * Activity + 0.5 * Oral interview
  • 2027/2028 4th module
    0.5 * Activity + 0.5 * Oral interview
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Euripides. (2019). Euripides: The Complete Works. [N.p.]: Euripides. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2190927
  • Halliwell, S. (2015). Aristophanes: Frogs and Other Plays : A New Verse Translation, with Introduction and Notes. Corby: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1104505
  • Homer., Allen, T. W. (Thomas W. b. 1862., & Monro, D. B. (David B. 1836-1905. (1912). Homeri Opera /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CCD350BE
  • Pindar., & Sandys, J. E. S. 1844-1922. (1915). The odes of Pindar, including the principal fragments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.77450E62
  • Xenophon. (n.d.). Xenophontis Opera omnia / 3 : Continens Cyri Minoris expeditionem. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F801BAB2
  • Греческо - русский словарь, Вейсман, А. Д., 2006
  • История античной литературы : учебник, Тронский, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Диалоги, Платон, ., 1998

Авторы

  • Луховицкий Лев Всеволодович
  • Мостовая Вера Геннадиевна
  • Захарова Аглая Валентиновна
  • Богданова Ольга Алексеевна
  • Матусова Екатерина Дмитриевна