• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина “Стратегический менеджмент” посвящена тематике стратегического управления в современных компаниях из различных отраслей. В рамках дисциплины рассматриваются такие вопросы как границы и структура стратегического менеджмента, его место и роль в управлении и развитии компаний. Также в рамках дисциплины изучаются вопросы разработки бизнес-стратегий, анализа внутренней и внешней среды компании, принятия ключевых стратегических решений, а также вопросы необходимой и целесообразной детализации бизнес-стратегий. Отдельные разделы дисциплины посвящены вопросам бизнес-моделей компаний, жизненного цикла бизнес-стратегий, а также вопросам корпоративных стратегий, управления портфелем компаний и возможных ролей корпоративных центров
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины является формирование у студентов понимания ключевых задач стратегического менеджмента в современных компаниях. Одной из основных целей дисциплины является формирование навыков разработки бизнес-стратегий, анализа внутренней и внешней среды компаний, принятия стратегических решений и детализации бизнес-стратегий. По результатам освоения дисциплины студенты должны понимать ключевые вопросы жизненного цикла бизнес-стратегий и основные подходы и проблематику их реализации. Также целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания вопросов управления корпорациями и портфелями компаний
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет инструментами и методами анализа внутренней среды, включая виды и ценности ресурсов и компетенций компании, и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
  • Владеет инструментами анализа макро- и микроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования
  • Владеет методами и инструментами формирования стратегических развилок и выбора оптимальных опций
  • Владеет инструментами и методами разработки всех этапов бизнес-стратегий
  • Владеет терминами и инструментарием корпоративных стратегий, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным центром, использует матричные методы для анализа и разработки предложений по управлению корпоративными портфелями
  • Знает базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их применять для решения задач развития компании
  • Понимать границы и структуру стратегического менеджмента в современных компаниях
  • Знать основные определения термина «бизнес-стратегия» и понимать основные школы бизнес-стратегий
  • Понимать и уметь применять на практике типовой подход к разработке бизнес-стратегий
  • Уметь анализировать внутреннюю и внешнюю среду компаний, включая макро- и микросреду
  • Уметь формулировать стратегические развилки для компаний из различных отраслей, анализировать и сравнивать опции для стратегических развилок
  • Уметь детализировать бизнес-стратегии, включая проработку всех необходимых составляющих детализации
  • Понимать различные подходы к описанию бизнес-моделей и уметь анализировать особенности бизнес-моделей компаний в различных отраслях
  • Понимать этапы и основные задачи жизненного цикла бизнес-стратегий, основные инструменты и типовые сложности и при их реализации
  • Понимать особенности корпоративных стратегий и управления портфелями компаний, а также понимать возможные типовые роли корпоративных центров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение в стратегический менеджмент и в бизнес-стрaтегии
  • Раздел 2. Классический подход к разработке бизнес-стратегий, ключевые этапы, цели и задачи каждого этапа
  • Раздел 3. Бизнес-модели
  • Раздел 4. Жизненный цикл бизнес-стратегии. Отдельные вопросы реализации бизнес-стратегий
  • Раздел 5. Отдельные современные стратегические концепции
  • Раздел 6. Вертикаль стратегий в компании. Корпоративные стратегии
  • Раздел 7. Подведение итогов курса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты
    Студенты выполняют 5 тестов по материалам дисциплины и предложенным публикациям. Тесты могут проводиться во время лекционных или семинарских занятий. Тесты проводятся в письменной форме на раздаточных материалах, предоставляемых преподавателями курса. Каждый тест представляет из себя 10 вопросов с предложенными вариантами ответа на каждый вопрос. Для каждого вопроса в списке ответов может как не быть правильной опции, так и быть предложена 1 или более правильных опций. При прохождении тестов студентам запрещается пользоваться какими-либо внешними источниками информации, в частности, телефоном, компьютером, учебником, шпаргалками и т.д.
  • неблокирующий Групповая проектная работа
    Групповая проектная работа заключается в разработке бизнес-стратегии для выбранной и согласованной с преподавателем компании и выполняется командой студентов из 5-6 человек. На последнем семинаре курса команды проводят итоговую презентацию выполненных работ
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится по итогам освоения материалов дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля. В рамках дисциплины не предусматривается освобождение преподавателем студентов от прохождения экзамена с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учета веса экзамена Экзамен проводится в формате индивидуальной письменной работы, включающей как общетеоретические вопросы, так и практические вопросы. Ответ на каждый вопрос оценивается отдельными баллами – от 0 до 8. Дополнительно за каждый вопрос могут быть выставлены баллы отличия на усмотрение преподавателя – от 0 до 2. Баллы отличия могут быть выставлены преподавателем за глубину и аргументированность ответов, превышающие базовые ожидания преподавателя, а также за применение релевантных подходов и инструментов, не рассмотренных в рамках курса При прохождении экзамена студентам запрещается пользоваться какими-либо внешними источниками информации, в частности, телефоном, компьютером, учебником, шпаргалками и т.д. Условие сдачи экзамена – получение оценки за экзамен не ниже 3,5. Оценка за экзамен не округляется. По результатам прохождения дисциплины арифметически округляется итоговая оценка
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.35 * Групповая проектная работа + 0.25 * Тесты + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2024

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бизнес-модели : 55 лучших шаблонов, пер. с англ., 2-е изд., 431 с., Гассман, О., Франкенбергер, К., Шик, М., 2017
  • Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, пер. с англ. Е. Калинина ; науч. ред. О. Нижельская, 4-е изд., 715 с., Портер, М., 2016
  • Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
  • Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2024
  • Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2009

Авторы

  • Беляков Алексей Геннадьевич