Магистратура
2025/2026





Стартап-лаборатория
Статус:
Курс по выбору (Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации)
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Строганов Игорь Алексеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина является курсом по выбору для студентов образовательной программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации», интересующихся предпринимательством как на уровне малых венчурных предприятий, так и в крупных корпорациях. Студенты курса смогут отработать различные процессы создания предпринимательского проекта от генерирации идей, поиска предпринимательских возможностей в бизнес-среде, создания бизнес-модели проекта, разработки гипотез, тестирования прототипа продукта. В ходе дисциплины будет отрабатываться комплекс различных методологий, необходимых при запуске нового предпринимательского проекта.Основные задачи освоения дисциплины:1) Освоить подход Lean Startup и закрепить на практике методы поиска бизнес-идей и тестирования бизнес-гипотез.2) Освоить практику разработки и тестирования ценностного предложения и бизнес-модели проекта.3) Знать основные подходы к созданию MVP и тестированию продуктовые гипотезы.4) Освоить подходы к оценке стартап-проектов и привлечению ресурсов в стартап-проекты.5) Уметь видеть тренды развития стартап-проектов и выбирать инструменты для реализации проекта в бизнес-окружении.
Цель освоения дисциплины
- Освоить на практике этапы разработки и развития стартап-проектов.
- Уметь управлять процессом генерации идей новых продуктов и услуг, а также уметь выявлять и оценивать тренды и бизнес-возможности для создания новых проектов.
- Знать и владеть инструментами и методами прогнозирования финансовой эффективности стартап-проекта, понимать источники привлечения ресурсов в проект и методы организации взаимодействия с партнерами.
Планируемые результаты обучения
- В результате изучения данного раздела вы научитесь - Демонстрировать навыки творческого решения проблем для определения, структурирования и решения реальных проблем управления операциями. - Уметь разрабатывать бизнес-модель предпринимательского проекта
- В результате изучения данного раздела вы научитесь - Использовать и применять проверенный структурированный метод генерирования и реализации идей.
- Владеет инструментами, необходимыми для выявление клиентов, а также для проведения маркетинговых исследований
- Знает как оценить подтверждают ли клиенты бизнес-гипотезу, состоящую из возможности и потенциального решения проблемы потребителя
- Может оценить конкурентный ландшафт, емкость рынка (TAM,SOM,SAM), а также разработать вероятные стратегии выхода на рынок
- Уметь выявлять ключевые ресурсы проекта, а также формулировать устойчивые конкурентные преимущества проекта, знать источники привлечения финансирования в предпринимательский проект
- Уметь определять основные этапы и требования для оценки потенциала инновационной идеи как основы бизнес проекта.
- Владеет инструментами customer discovery и разработки MVP
- Знать наиболее распространенные метрики эффективности предпринимательского проекта, методы расчета unit-экономики. Уметь рассчитывать unit-экономику проекта.
- Знать HADI-цикл. Знать методологию LEAN STARTUP. Уметь формулировать и проверять бизнес-гипотезы, проводить Customer Development. Уметь разрабатывать план действий по SMART. Уметь описывать бизнес-идеи и выявлять узкие места. Владеть навыками построения бизнес-модели. Уметь разрабатывать шаблон Lean Canvas. Уметь ставить гипотезы для блоков бизнес-модели, связанных с ценностью продукта: клиентские сегменты, проблема, решение, ценностное предложение. Знать, как осуществляется поиск рыночных ниш.
Содержание учебной дисциплины
- Разработка бизнес-идей, гипотез и бизнес-модели проекта
- Выявление потребителя
- От идеи к стартапу
- Разработка и тестирование бизнес-идеи проекта
- Понятие и разработка MVP (минимального жизнеспособного продукта). Определение метрик и организация тестирования гипотез о продукте.
- Привлечение ресурсов и оценка стартап-проекта. Экосистема для развития стартап-проекта.
Элементы контроля
- ReportВыбор темы и подготовка доклада с презентацией на семинаре. Позволяет получить повышенную оценку
- Экзамен
- Тест
- Командный стартап-проектРазработка и презентация командного проекта
- Посещение и активность на семинарахПосещение семинаров и активность - участие в дискуссиях, ответы
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.15 * Report + 0.2 * Командный стартап-проект + 0.2 * Посещение и активность на семинарах + 0.1 * Тест + 0.35 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 1217 - Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов - С.Бланк - Альпина Паблишер - 9785961434453 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1217 - Alpina
- 17858 - Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут? - И. Волков; Р.Фитцпатрик - Альпина Паблишер - 9785961409222 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17858 - Alpina
- 418 - Стартап: Настольная книга основателя - Б.Дорф; С.Бланк - Альпина Паблишер - 9785961428094 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/418 - Alpina
- 5948 - Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители - А.Остервальдер - Альпина Паблишер - 9785961441109 - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/5948 - Alpina
- Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес - модели, Рис, Э., 2023
- Васильева, Е. В., Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания идей : монография / Е. В. Васильева. — Москва : Русайнс, 2020. — 203 с. — ISBN 978-5-4365-2366-8. — URL: https://book.ru/book/934928 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2020. — 723 с. — ISBN 978-5-406-00500-2. — URL: https://book.ru/book/935896 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
- Разработка ценностных предложений : как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг..., , 2018
- Спиридонова, Е. А. Создание стартапов : учебник для вузов / Е. А. Спиридонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14065-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467740 (дата обращения: 04.07.2025).
- Стартап: Настольная книга основателя / Бланк С.М., Дорф Б., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 616 с.: ISBN 978-5-9614-5027-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924002
- Токарев Б.Е. - Маркетинг инновационно-технологических стартапов: от технологии до коммерческого результата - 978-5-9776-0572-4 - Магистр - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2081679 - 2081679 - ZNANIUM
- Фитцпатрик Р. - Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут - 978-5-9614-6177-0 - Альпина Паблишер - 2017 - https://znanium.ru/catalog/product/2136672 - 2136672 - ZNANIUM
Рекомендуемая дополнительная литература
- 17872 - От нуля к единице: Как создать стартап, который изменит будущее - Д. Трановер; П.Тиль - Альпина Паблишер - 9785961451405 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17872 - Alpina
- 21805 - Корпоративный стартап: Как создать инновационную экосистему в крупной компании - Д.Тома; Т.Вики; Э.Гонс - Альпина Паблишер - 9785961440515 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21805 - Alpina
- 25046 - Предпринимательство и стартапы - (HBR) Коллектив авторов - Альпина Паблишер - 9785961473178 - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/25046 - Alpina
- Alpina - 22001 - И. Интеллект; Э.Романс - Настольная книга венчурного предпринимателя: Секреты лидеров стартапов - 9785961442335 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22001
- Growth Hacking: как раскрутить стартап с нуля. - 978-5-9775-6610-0 - Смирнов В. А. - 2020 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - https://ibooks.ru/bookshelf/369883 - 369883 - iBOOKS
- Scaling lean : mastering the key metrics for startup growth, Maurya, A., 2016
- School for startups : the breakthrough course for guaranteeing small business success in 90 days or less, Beach, J., 2011
- Startup Weekend : от идеи до компании за 54 часа, Нейджер, М., 2012
- Андриссен М., Бланк С., Батлер Т. и др. - Предпринимательство и стартапы - 978-5-9614-7479 - Альпина Паблишер - 2023 - https://znanium.ru/catalog/product/2138707 - 2138707 - ZNANIUM
- Коротков, А. В. Маркетинговые исследования : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Коротков. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 224 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9651-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452813 (дата обращения: 27.08.2024).
- Рис Э. - Метод стартапа: Предпринимательские принципы управления для долгосрочного роста компании - 978-5-9614-0718-1 - Альпина Паблишер - 2018 - https://znanium.ru/catalog/product/2137165 - 2137165 - ZNANIUM
- Романс, Э. Повелители корпоративного венчурного капитала : Реальные истории корпоративных инвесторов. Как получить доступ к инновациям стартапов и как получить финансирование : практическое руководство / Э. Романс. - Москва : Альпина ПРО, 2022. - 269 с. - ISBN 978-5-907534-04-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1904822
- Спиридонова, Е. А. Создание стартапов : учебник для вузов / Е. А. Спиридонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14065-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496848 (дата обращения: 04.07.2025).