• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделейй и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегический̆ менеджмент» являются развитие способностей̆ стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией̆, функционирующей̆ в условиях высокой̆ конкуренции, изменчивости и непредсказуемости внешней̆ среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой̆ учебной̆ и научной̆ литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет инструментами анализа макроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования
  • Владеет характеристиками корпоративной стратегии фирмы, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, использует матричные методы для анализа и разработке предложений по управлению бизнес-портфелем корпораций
  • Приводит примеры стратегий в различных отраслях, объясняет выбор ими бизнес-модели и формирует предложения по разработке и стратегии компании на различных уровнях.
  • Владеть характеристиками корпоративной стратегии фирмы, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, использует матричные методы для анализа и разработке предложений по управлению бизнес-портфелем корпораций
  • Определять типы базовых стратегиях М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес-стратегий и используют их при разработке стратегических решений
  • Знать как основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха, возможности изменения систем компании, корпоративные системы и культура влияют на внедрение стратегии и используют их для изменения стратегии и бизнес-модели компании
  • Определять типы базовых стратегиях М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес-стратегий и использовать их при разработке стратегических решений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в стратегический̆ менеджмент.
  • Тема 2. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели, целеполагание.
  • Тема 3. Бизнес-модель как базовая схема системного описания деятельности организации.
  • Тема 4. Стратегический анализ внешней среды организации: определение возможностей̆ и угроз.
  • Тема 5. Стратегический анализ внутренней среды организации.
  • Тема 6. Корпоративные стратегии организации.
  • Тема 7. Конкурентные стратегии организации
  • Тема 8. Определение и выбор стратегических альтернатив развития организации.
  • Тема 9. Реализация стратегии: управление организационными изменениями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой проект
    Проект выполняется командой студентов из 4-5 человек в соответствии с заданием по выбранной компании. По итогам выполнения проекта команды готовят итоговую презентацию и представляют ее комиссии.
  • блокирующий Экзамен
    Проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Формат проведения: оффлайн. Продолжительность экзамена 120 минут.
  • неблокирующий Контрольные тесты
    Студенты выполняют 5 тестов по теоретическому материалу и изученным академическим публикациям на семинарах 2,3,4,5, 6. 1 тест – 10 вопросов. Каждый вопрос – 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Групповой проект + 0.2 * Контрольные тесты + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2011
  • Томпсон А.А., Стрикленд А.Д., Зайцев Л.Г. и др. - Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии - 978-5-85173-059-5 - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - https://znanium.ru/catalog/product/1028918 - 1028918 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Barney, J. (1991). Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. Journal of Management, 17(1), 99. https://doi.org/10.1177/014920639101700108
  • Prahalad, C. K., & Hamel, G. (1990). The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 68(3), 79–91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9006181434
  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
  • Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006
  • Школы стратегий : стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Минцберг, Г., 2000
  • Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2006

Авторы

  • Волкова Ирина Олеговна
  • Исмаилов Наиль Ренатович
  • Гаврикова Елизавета Владимировна
  • Тюлькина Юлия Александровна