• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до1600-х гг.- II

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен истории искусства и архитектуры Южной Азии и Дальнего Востока от древности до 1600-х гг. Особое внимание уделяется искусству Индии, Китая, Японии и Кореи. Затрагиваются также вопросы историографии, освещается специфика методов исследования восточного искусства. В процессе изучения курса студенты обучаются пониманию связи художественных явлений и политическим, социальным, культурным и религиозным контекстом времени их создания. Они осваивают современные теоретические подходы и методы изучения искусства Азии указанного периода в контексте буддистского вероучения и местных философских и литературных традиций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представление о месте и роли искусства и архитектуры азиатского региона древности и средних веков в мировой истории искусства.
  • Развить представление об основных методах анализа и исследования памятников и явлений, связанных с изучением искусства Азии древности и средних веков.
  • Выработать умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Азии, раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностями создавшей её культуры, умение охарактеризовать признаки и общности.
  • Получить первоначальное представление о стилистических особенностях искусства этого региона в целом, а также о специфических чертах художественной деятельности, присущих отдельным культурам, регионам и этапам, объединённым понятием искусства Азии с древности до Нового времени.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения
  • знать основные памятники искусства Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.»
  • знать хронологию искусства Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
  • представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с искусством Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
  • уметь атрибутировать произведения искусства Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
  • уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
  • уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Введение. География и периодизация искусства Востока.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство древнейшего периода на Дальнем Востоке.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Искусство буддизма в Китае.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Искусства буддизма в Корее.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Искусства Буддизма в Японии в периода Асука и Нара.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Становление китайской живописи: основные принципы, виды, жанры.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Искусство живописи в Китае при династии Сун (960–1279), Юань ( 1271–1368).
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Живопись и декоративно-прикладное искусство династии Мин (1368–1644).
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Искусство средневековой Японии, кон. VІІІ– кон XVІ в
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тесты
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Доклад + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Работа на семинарах + 0.25 * Тесты + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Behrendt, K. A., & Brancaccio, P. (2006). Gandhāran Buddhism : Archaeology, Art, and Texts. Vancouver [B.C.]: UBC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=385375
  • Bushell, S. W. (2012). Chinese Art. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=455924
  • Деменова, В. В.  Доисламское искусство Индии : учебное пособие для вузов / В. В. Деменова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 141 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08216-6 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1890-2 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438582 (дата обращения: 28.08.2023).
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011
  • Средневековый Восток : учеб. пособие для вузов, Коновалова, И. Г., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, R. F., & Conlan, T. D. (2006). The Kamakura Shogunate. Calliope, 16(5), 6. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=19482959
  • Bush, S., & Shih, H. (2012). Early Chinese Texts on Painting (Vol. [2nd ed.?]). Hong Kong: Hong Kong University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=544264
  • Chinese painting, Cahill, J., 1985
  • Kwangshik Choe. (2014). Silla Art and the Silk Road. International Journal of Korean History, 19(1), 1–22. https://doi.org/10.22372/ijkh.2014.19.1.1
  • Lippit, Y. (2012). Of Modes and Manners in Japanese Ink Painting: Sesshū’s Splashed Ink Landscape of 1495. Art Bulletin, 94(1), 50. https://doi.org/10.1080/00043079.2012.10786029
  • McNally, M. (2018). Japan : The Heian Period. Farmington Hills, MI: Gale, Cengage Learning. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1926617
  • The Cambridge history of Japan. Vol.2: Heian Japan, , 2007
  • Törmä, M. (2013). Enchanted by Lohans : Osvald Sireþn’s Journey Into Chinese Art. Hong Kong: Hong Kong University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=638991
  • Varley, H. P. (2000). Japanese Culture (Vol. 4th ed. updated and expanded). Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=39149
  • Whiteman, S. H. (2017). Chinese Painting & Calligraphy. Art Bulletin, 99(2), 189. https://doi.org/10.1080/00043079.2017.1304651
  • Индийская философия : энциклопедия, , 2009

Авторы

  • Бабин Александр Николаевич
  • Гусева Анна Валентиновна