2025/2026





Исследования фан-культуры
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Ним Евгения Генриевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с областью fan studies и ключевыми направлениями в изучении фэндомов и фанатов. В современном мире фан-культура – не нишевый феномен, а повседневный и повсеместный опыт взаимодействия множества людей с любимым медиаконтентом. Помимо активного потребления медиаразвлечений фанаты вовлечены в разнообразные культуры соучастия и креативные практики (требующие определенных медийных навыков). В рамках курса будут рассмотрены: различные подходы к пониманию фэндомов и фан-культуры; методология и этика fan studies (включая феномен «акафанов); структура и виды фан-сообществ; типы фанатских практик (фанфикшн, косплей, любительский перевод, фансаббинг/фандаббинг, фанарты, фанвидео, машинима и др.); взаимоотношения фан-сообществ и медиаиндустрии. Также мы затронем такие темы как фэндом и политика, фэндом и религия, фэндом и маркетинг, фэндом и образование, фэндом и искусственный интеллект. В процессе изучения курса студенты будут анализировать конкретные кейсы – фан-комьюнити отдельных сериалов, анимации, комиксов, видеоигр, музыкальных групп, селебрити и брендов. Курс базируется на работах зарубежных исследователей фан-культуры (Генри Дженкинс, Мэтт Хиллс, Пол Бут, Марк Даффет, Франческо Коппа, Кристина Буссе и др.) и публикациях российских авторов.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление об исследованиях фан-культуры.
- Развить навыки исследования фанатских практик и сообществ.
Планируемые результаты обучения
- Формулирует ключевые понятия и концепции в области фан-исследований
- Использует эмпирические методы для изучения фанатских практик и сообществ
- Анализирует фэндомы в контексте развития медиатехнологий
- Объясняет связь фэндомов, поп-культуры и медиаиндустрии
- Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в фан-исследованиях
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Исследования фан-культуры: ключевые понятия и подходы
- Тема 2. Структура, виды и этика фан-сообществ
- Тема 3. Фанатские практики, платформы и медиатехнологии
- Тема 4. Медиафэндомы и общество
Элементы контроля
- Посещаемость пяти семинарских встреч
- Домашнее задание 2.
- Мини-эссе
- Домашнее задание 1.Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Студенты выбирают одно из заданий по темам первого или второго семинара и готовят презентацию. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.25 * Домашнее задание 1. + 0.35 * Домашнее задание 2. + 0.3 * Мини-эссе + 0.1 * Посещаемость пяти семинарских встреч
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A companion to media fandom and fan studies, , 2018
- Jenkins, H. (2006). Fans, Bloggers, and Gamers : Exploring Participatory Culture. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021159
- Kim, S.-Y. (2018). K-pop Live : Fans, Idols, and Multimedia Performance. Stanford University Press.
- Linden, H., & Linden, S. (2017). Fans and Fan Cultures: Tourism, Consumerism and Social Media. United Kingdom, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20227185
- Popular music fandom : identities, roles and practices, , 2014