• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

"Волшебная гора" Т. Манна в контексте эпохи: медленное чтение

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Спецкурс посвящен чтению и интерпретации центральных фрагментов романа «Волшебная гора» как ключевого текста европейской культуры 1920-1930-х гг. В частности, речь пойдет о том, как этот роман связан с художественными поисками писателя, как мифологизируется время в романе, как в пространство текста вплетаются интеллектуальные дискуссии о тоталитаризме, либерализме, европейском понимании «русской души» и т.д. Курс адресован студентам, заинтересованным в углубленном изучении немецкой литературы на языке оригинала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование навыков анализа иноязычных художественных произведений на социокультурном и национальном фоне
  • Знакомство с особенностями поэтики Томаса Манна
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает особенности немецкого модернизма и понимает, какое место в ней занимает Томас Манн.
  • Студент знает творческую биографию писателя и умеет охарактеризовать его философские идеи и поэтические принципы
  • Студент понимает связь изученных статей и эссе Томаса Манна 1920-1930- х годов с фрагментами романа
  • Студент разбирается в основных сюжетных линиях и лейтмотивах романа и понимает их связь с культурно-политическими событиями эпохи Веймарской республики и "консервативной революции" в Германии
  • Студент умеет аргументированно изложить свою позицию по разным аспектам поэтики и проблематики романа Томаса Манна
  • Студент умеет характеризовать немецкую "классическую" традицию и ее связь с модернистской поэтикой Томаса Манна
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение к "Волшебной горе". Ключевые понятия и образы романа. Феномен бюргерства и европейская культура
  • Интеллектуальные споры в романе. Прообразы ключевых героев в контексте дискуссии о гуманизме и тоталитаризме. "Размышления аполитичного"
  • Классическая традиция, Гете и концепция "срединной" культуры немцев. Аллюзии на "Фауст" и "Годы учения Вильгельма Мейстера". Bildungsroman.
  • Философский, герметический и психоаналитический уровни романа. Проблема времени и пространства.
  • Конструкция современного мифа в романе. Уровень поэтики. Ирония.
  • Zeitroman. Ницше и "болезнь эпохи"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий итоговое эссе
  • неблокирующий участие в дискуссиях на семинарах
    Активное участие студента в семинарской дискуссии
  • неблокирующий выступление с устным докладом или презентацией по выбранной теме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.15 * выступление с устным докладом или презентацией по выбранной теме + 0.16 * итоговое эссе + 0.69 * участие в дискуссиях на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jeßing, Benedikt. Neuere deutsche Literaturgeschichte : Eine Einführung, Narr Francke Attempto, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5043923.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jahraus, Oliver. Die 101 wichtigsten Fragen: Deutsche Literatur, C.H. Beck, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4556690.

Авторы

  • Лагутина Ирина Николаевна