2025/2026





"Волшебная гора" Т. Манна в контексте эпохи: медленное чтение
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Лагутина Ирина Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Спецкурс посвящен чтению и интерпретации центральных фрагментов романа «Волшебная гора» как ключевого текста европейской культуры 1920-1930-х гг. В частности, речь пойдет о том, как этот роман связан с художественными поисками писателя, как мифологизируется время в романе, как в пространство текста вплетаются интеллектуальные дискуссии о тоталитаризме, либерализме, европейском понимании «русской души» и т.д. Курс адресован студентам, заинтересованным в углубленном изучении немецкой литературы на языке оригинала.
Цель освоения дисциплины
- Формирование навыков анализа иноязычных художественных произведений на социокультурном и национальном фоне
- Знакомство с особенностями поэтики Томаса Манна
Планируемые результаты обучения
- Студент знает особенности немецкого модернизма и понимает, какое место в ней занимает Томас Манн.
- Студент знает творческую биографию писателя и умеет охарактеризовать его философские идеи и поэтические принципы
- Студент понимает связь изученных статей и эссе Томаса Манна 1920-1930- х годов с фрагментами романа
- Студент разбирается в основных сюжетных линиях и лейтмотивах романа и понимает их связь с культурно-политическими событиями эпохи Веймарской республики и "консервативной революции" в Германии
- Студент умеет аргументированно изложить свою позицию по разным аспектам поэтики и проблематики романа Томаса Манна
- Студент умеет характеризовать немецкую "классическую" традицию и ее связь с модернистской поэтикой Томаса Манна
Содержание учебной дисциплины
- Введение к "Волшебной горе". Ключевые понятия и образы романа. Феномен бюргерства и европейская культура
- Интеллектуальные споры в романе. Прообразы ключевых героев в контексте дискуссии о гуманизме и тоталитаризме. "Размышления аполитичного"
- Классическая традиция, Гете и концепция "срединной" культуры немцев. Аллюзии на "Фауст" и "Годы учения Вильгельма Мейстера". Bildungsroman.
- Философский, герметический и психоаналитический уровни романа. Проблема времени и пространства.
- Конструкция современного мифа в романе. Уровень поэтики. Ирония.
- Zeitroman. Ницше и "болезнь эпохи"
Элементы контроля
- итоговое эссе
- участие в дискуссиях на семинарахАктивное участие студента в семинарской дискуссии
- выступление с устным докладом или презентацией по выбранной теме
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.15 * выступление с устным докладом или презентацией по выбранной теме + 0.16 * итоговое эссе + 0.69 * участие в дискуссиях на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Jeßing, Benedikt. Neuere deutsche Literaturgeschichte : Eine Einführung, Narr Francke Attempto, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5043923.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jahraus, Oliver. Die 101 wichtigsten Fragen: Deutsche Literatur, C.H. Beck, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4556690.