• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Идеи в контексте: введение в интеллектуальную историю

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Павлов Илья Ильич
Язык: русский
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Что такое идеи, определяющие мир, в котором мы живем? Они вневременны — или же были изобретены интеллектуалами в конкретных ситуациях и с определенными целями? Как мы можем прочитывать идеи прошлого контекстуально, при этом не устраняя их теоретического содержания и авторских намерений? Каким образом мы из нашей современности можем обращаться к идеям прошлого и что это нам дает для понимания настоящего? Возможен ли диалог между прошлым и настоящим, одновременно занимающий критическую исследовательскую дистанцию по отношению к идеям прошлого и не воспринимающий нашу современность в качестве самоочевидной и безальтернативной? На все эти вопросы отвечает один из наиболее влиятельных подходов в современных гуманитарных исследованиях — интеллектуальная история, с которым мы и познакомимся в рамках данного курса. При изучении интеллектуальной истории как исследовательской программы особый акцент будет сделан на разборе методологии интеллектуальной истории и анализе ключевых для этого направления программных текстов К. Скиннера, Дж. Покока и Р. Рорти. Мы разберемся, как интеллектуальные историки формулируют свою программу и обосновывают ее преимущества по отношению равно как к жанрам гуманитарных исследований, вырывающих идеи прошлого из контекста, так и к подходам, детерминирующим авторские намерения и теоретические идеи внешними им контекстами. Кембриджскую методологию как стратегию интеллектуальной истории мы сопоставим с родственными ей подходами — немецкой школой истории понятий и философией М. Фуко; разберемся с достоинствами и недостатками каждого подхода и разберем, всегда ли критика сторонников Кембриджской школы, направленная против конкурирующих подходов, справедлива. Поразмышляем и о том, какие выводы из методологии интеллектуальной истории мы можем сделать относительно себя как интеллектуалов, обнаруживающих себя в академических контекстах. Также в курсе будут разобраны философские основания методологии Кембриджской школы, отличия интеллектуальной истории от других жанров историко-философской работы, история отношений интеллектуальной истории и истории философии и перспективы применения подходов интеллектуальной истории в историко-философском исследовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание существующих подходов в области интеллектуальной истории и их философских оснований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками контекстуального анализа
  • уметь сопоставлять различные подходы к контекстуальному анализу текста и философски аргументировать преимущества выбранной методологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кембриджская школа интеллектуальной истории
  • Методология интеллектуальной истории: вокруг Кембриджской школы
  • Интеллектуальная история и философия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен проводится для тех студентов, кто не набрал удовлетворительную оценку по формуле автомата либо хочет попробовать повысить свою оценку.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.25 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.35 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Что такое интеллектуальная история?, Уотмор, Р., 2023

Авторы

  • Павлов Илья Ильич